Автор: Roma1879 Категория: Kerbal Space Program » Новости

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Схемы работы ЖРД

Существование разных схем, позволяет разработчикам выбрать нужную, с желаемыми достоинствами (простота использования, легкость производства, высокая тяга или высокий удельный импульс) и приемлемыми недостатками.

Вытеснительная подача

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Самый простой вариант. Давление газа наддува (сначала был азот, теперь массово перешли на гелий) обеспечивает необходимые параметры давления на входе в двигатель. На вытеснительной подаче проводились первые ракетные эксперименты ГИРДа и Годдарда но она не сошла со временем со сцены. Эта схема используется в двигательных установках спутников и космических кораблей. «Союзы», «Шаттлы», «Аполлоны» использовали её. Особенно хорошо вытеснительная подача сочетается с топливной парой НДМГ/АТ из-за её самовоспламенения. Получается простой, надёжный двигатель с возможностью многократного включения.

Достоинства:

Простота.
Надежность.
Дешевизна.
Нет потери массы на турбонасосный агрегат.
Высокая эффективность для двигателей небольшой тяги


Недостатки:

Низкий удельный импульс.
Плохо подходит для двигателей большой тяги.


Открытая схема

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Для повышения тяги, удельного импульса и мощности двигателя уже нужен был насос. Требуемые параметры могла обеспечить только турбина. В первых «настоящих» ракетах — «Фау-2», «Р-7» для привода турбины использовалось отдельное рабочее вещество — концентрированная перекись водорода, но затем перешли на сжигание небольшой доли топливных компонентов. Выхлоп газогенератора сначала просто сбрасывали в сторону, получался очень эффектный факел:

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Стартует РН «Атлас». Обратите внимание на размер, мощность и цвет факела. Наглядно видно, что ТНА работает на избытке горючего, которое догорает в атмосферном воздухе.
Дренаж генераторного газа напрямую за борт выглядел расточительно, поэтому его начали направлять в закритическую часть сопла — и чуть-чуть УИ добавит, и как завеса сработает:

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Классическая картинка — двигатель F-1
Впрочем, у дренажа газогенератора открытой схемы есть ещё один интересный вариант использования — как двигатель управления по крену:

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Вторая ступень РН Falcon-9. Поворот выхлопного патрубка приводит к возникновению закручивающей силы, которая управляет креном ступени.
В в динамике (с третьей минуты)
Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

Открытая схема используется и сейчас, и вряд ли исчезнет в ближайшем будущем. За счет относительно небольшой потери УИ она позволяет сделать более мощный двигатель ( F-1 ) или более дешевый двигатель ( RS-68 ) или сделать возможной разработку для коллектива с ограниченными ресурсами ( Merlin ).

Достоинства:

Проще и дешевле закрытой схемы.


Недостатки:

Меньший удельный импульс, чем у закрытой схемы.


Закрытая схема

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Логичным решением для повышения УИ двигателя явилась попытка направить выхлоп газогенератора в камеру сгорания, чтобы он сгорел в лучших для создания тяги условиях. Эта задача оказалась достаточно сложной — в камере сгорания очень большое давление, возникают дополнительные вопросы устойчивости работы двигателя, потому что добавляется ещё одна обратная связь «ТНА-камера сгорания». Двигатели закрытой схемы первым начал делать СССР — НК-15 и НК-33 ставились на тяжелую ракету Н-1, РД-253 работает на «Протоне». США достаточно поздно занялись этой схемой — первым ЖРД закрытой схемы США стал маршевый двигатель шаттла SSME, который, зато, стал первым двигателем закрытого цикла на паре кислород/водород.
Восхититься сложностью двигателя
Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4
Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4



Достоинства:

Наибольший УИ.


Недостатки:

Самая сложная и дорогая схема.


Схема с фазовым переходом



Элегантный «хак» физики ракетного двигателя — необходимость охлаждать сопло двигателя используется как источник энергии для работы турбонасосного агрегата. Схема была придумана для двигателя RL-10 , который уже пятьдесят лет используется в разгонном блоке «Центавр».

Достоинства:

Нет потерь массы на ТНА.
Простота конструкции.
Надежность.


Недостатки:

Пригоден только для пары кислород-водород.
Давление ниже, чем в схеме с ТНА, следовательно, УИ ниже.



Внутренности баков

Внутри баков ракеты-носителя тоже много интересного. Баки стоят один над другим, поэтому нужны трубопроводы подачи «верхнего» компонента, трубопроводы наддува, а также, может быть, надо решать проблему нахождения рядом компонентов топлива с разной температурой. А ещё есть проблема колебания топлива, которую тоже надо решать.

Трубопроводы компонентов

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Это — бак горючего (нижний) первой ступени ракеты-носителя «Союз-2.1в». Обратите внимание на большую трубу с гофрированной оболочкой. Это — трубопровод окислителя. Поскольку окислителем является жидкий кислород, то необходимо поставить теплоизоляцию, чтобы на трубе не намерз керосин. Увы, всё это требует дополнительной массы.

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


А это — РН «Ангара». Выделенное желтым — трубопровод, выполняющий ту же функцию. Судя по пропорциям, это тоже трубопровод окислителя (кислородные баки больше керосиновых для пары кислород-керосин), но выведенный сбоку для упрощения и удешевления производства. С одной стороны, это неэстетично, но цифровая система управления с несимметричностью ракеты справится.

Межбаковый отсек

На второй и третьей ступенях ракеты «Сатурн-V» было применено очень красивое решение — баки кислорода и водорода имели общую стенку:

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Слева — первая ступень с межбаковым отсеком, справа — вторая ступень с общей стенкой. Красный — горючее, синий — окислитель.
Трудность состояла в том, что у жидких водорода и кислорода была разница температур в 70 градусов Цельсия. Поэтому стенка состояла из двух слоёв алюминия с теплоизоляцией между ними. Эта конструкция позволила сэкономить целых 3,6 тонны на второй ступени. Что любопытно, топливный бак «Спейс-шаттла» стал в каком-то смысле шагом назад, у него был классический межбаковый отсек.

Трубопроводы наддува

Если вы развернули схему SSME выше, то увидели там выходы газифицированных водорода и кислорода. Они использовались для наддува соответствующих баков. С одной стороны, сэкономили вес на отдельных баках газа наддува, с другой стороны, получили дополнительный трубопровод:

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Эта же картинка крупно .

Демпфирующие перегородки

Если вы внимательно рассматривали картинки разрезов баков, то видели кольца различной ширины и крестовины на дне баков шаттла. Это — специальные элементы для демпфирования колебаний топлива.
Крестовины на дне топливного бака шаттла служат для исключения образования воронки при опорожнении бака. Дело в том, что воронка может привести к засасыванию газообразного компонента топлива, что может вызвать проблемы в трубопроводах и двигателях.
Кольцеобразные элементы служат для демпфирования колебания топлива. Поскольку оно жидкое, то перелив топлива к одной стенке при маневре может вызвать проблемы для системы стабилизации. Перегородки могут быть очень большими, как на первой ступени «Сатурна-I»:



Или же практически отсутствовать, как на третьей ступени «Сатурна-V»:



Видео длинное, но рекомендую посмотреть — очень интересно видно поведение жидкого водорода при разгоне ракеты и в невесомости.
Общее правило таково — чем больше маневров ожидается от ступени, тем больший размер перегородок ставится. Вот, например, советский блок «Е» — третья ступень РН «Восток». Здесь перегородки размером практически во всю высоту бака, потому что блок может очень активно маневрировать, а позволять топливу плескаться нельзя:

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


И всё это, увы, дополнительные затраты массы.

Система опорожнения баков и синхронизации

Ещё одна проблема, которую приходится решать. Во-первых, горение каждого двигателя в чем-то уникально. Обязательно будут небольшие разбросы тяги и расхода компонентов топлива. Даже для одного двигателя надо ставить специальную систему, чтобы горючее и окислитель закончились одновременно. А если у нас несколько баков или боковых ступеней, то приходится ставить специальную систему, которая будет обеспечивать одновременное окончание компонентов в нескольких ступенях. Сейчас эта система называется ещё системой управления расходом топлива и состоит из набора датчиков уровня и цифровой ЭВМ, которая, помимо управления ракетой, решает ещё и эту задачу:

Незаметные сложности ракетной техники. Часть 4


Третья ступень РН «Союз». По оси баков стоят датчики уровня для СУРТ.
Однако, даже несмотря на усилия СУРТ, у неё самой есть ограничение точности, поэтому какая-то небольшая доля топлива всё равно теряется. Её учитывают при заправке, добавляя в т.н. «гарантированный запас топлива».

Эпилог

Рекомендую посмотреть сериал «Moon Machines» русская версия . Очень хорошо и наглядно показаны сложности, которые приходится решать при проектировании космической техники.

Для навигации:

Первая статья цикла. KS.ru
Вторая статья — твердотопливные двигатели. KS.ru
Третья статья — виды жидкого топлива, геометрические размеры, транспортировка KS.ru


Автор оригинальной статьи: lozga или Филипп Терехов
Разрешение на публикацию статьи получено
Его страничка в ВК: http://vk.com/lozga

Ссылка на оригинал статьи

P.S. У меня есть список интересных тем, по которым можно сделать статьи, и он ещё далеко не исчерпан.

З.Ы. Спасибо Админу за то что хорошо делает свою работу, и даже больше.

- + +34
У Вас НЕТ прав на выставление оценки для этой новости.
Для выставлени оценки необходимо пройти регистрацию на сайте.
Если Вы уже зарегистрировались, то войдите на сайт.
  1. {repa}
    Это Dunwell Choke Dunwell Choke - #1
    +2
    Исправил некоторые ошибки.
    »
    Написано:
    Группа: Администраторы, Публ/Комм: 86/322
    MSI GE60 2PL Apache
    Видеокарта: NVIDIA GTX850M
    Процессор: Intel(R) Core(TM) i5-4210H CPU @ 2.90GHz 64-Бит
    ОЗУ: 8.00 ГБ
     
  2. {repa}
    Это Roma1879 Roma1879 - #2
    0
    Пасибки. belay
    »
    Написано:
    Группа: Посетители, Публ/Комм: 5/174
    MechJeb это наш метод.
    Летаю с тех пор когда не было Жабы и стыковки.
     
  3. {repa}
    Это TonyKLZ TonyKLZ - #3
    0
    Отличный цикл статей, спасибо :)
    »
    Написано:
    Группа: Модераторы, Публ/Комм: 26/474
     
  4. {repa}
    Это Demonos Demonos - #4
    0
    Великолепные обзоры. Спасибо автору. Очень познавательно
    »
    Написано:
    Группа: Посетители, Публ/Комм: 1/29
     
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Чат
  • Трансляции
  • Информация
    На какой стороне Силы Вы?
Последние комментарии
  • Неизвестный Неизвестный написал в
    Asteroid Redirector (всего 8 комм.)
    Спасибо за пояснение про аэродинамическую тень.
  • dimagayday dimagayday написал в
    Восток (всего 27 комм.)
    Ни у кого нет желания построить для него механизированный стартовый стол?
  • NachtSterben NachtSterben написал в
    Строим ракету-носитель - руков ... (всего 55 комм.)
    Будет ли гайд про спейспланы? В терминах не силен, но нужны гайды при строении и взлете с КПП и лаунч-пада. С лаунч-пада более менее ясно, хотя стоковый шаттл так и не смог вывести на орбиту, строил свой. Гайд огонь, так как я всегда стремился центр тяжести опустить вниз, а тут оказывается наоборот, выше надо.
  • Полный бред Полный бред написал в
    To Boldly Go - настоящая тема ... (всего 17 комм.)
    Зато текстурки можно использовать для планет из других модов
  • Lynx Lynx написал в
    KerboScript в примерах и задач ... (всего 12 комм.)
    Тогда сразу оценивать эффективность поднятия Ап и смены в нем.
  • Басила Басила написал в
    KerboScript в примерах и задач ... (всего 12 комм.)
    Дада, бросай кубики)
Все комментарии
Обновления на форуме
93 Всего
3 Польз.
90 Гостей
Google, Яндекс, MSN/Bing, delmetavm, Alexa, Marschig, serjey2128
Онлайн список
Новостей на страницу:
Наверх