Буду как можно более краток, потому что информации об этом крафте скопилось немало.
Фактически, данный крафт является
SSTO - Single-Stage-To-Orbit.
Вопреки распространённому заблуждению, будто крафты данного типа не должны иметь отделяемых частей вообще, SSTO - это любой крафт, который ничего не отстыковывал в процессе достижения орбиты. Когда апоцентр и перицентр крафта выше границ атмосферы, и он уже не сваливается обратно на поверхность планеты, можно хоть на тысячу кусочков раздробиться (если, конечно же, это дозволено техникой безопасности) - и это не изменит его статус. Однако нередко я встречаю людей, думающих, что крафт теряет статус SSTO, если хоть одна пылинка упадёт с его поверхности в процессе посторбитального маневрирования.
Виновато в данном заблуждении, как и водится, два фактора. Во-первых - перевод. SSTO криво переводится как "Одноступенчатая аэрокосмическая система", хотя буквально данная аббревиатура значит "Одна ступень для выхода на орбиту". Так как в реальной жизни мы ещё не достигли эпохи космопланов - на практике, в настоящем космосе, разницы между этими двумя названиями нет никакой. Потому что под SSTO подразумевается гипотетический аппарат, который сможет достичь орбиты - и от него ничего большего, честно говоря, не ждут. Потому и не акцентируют внимание на то, что он там должен делать после орбиты.
Во-вторых, популярные видеоблогеры. Люди, говорящие "SSTO до Дюны", "SSTO до Джула", совершают смысловую ошибку. Никто не запрещает говорить "SSTD" или "SSTJ" (Single-Stage-To-Duna, Single-Stage-To-Jool), это будет даже более верно. Просто так уж повелось, что те, кого действительно смотрят и слушают, пользуются тем термином, который сами до конца не понимают. Или используют как-то вскольз, без подробных разъяснений, что же это значит.
Космоплан выводится на орбиту двумя SSTO, которые впоследствии отстыковываются и возвращаются на взлётную полосу. Каждая отдельная часть аппарата имеет свою систему шасси, управляемые поверхности и вполне сносную аэродинамику. Стоит отметить, что центр объёма космолётов первой ступени (не имеющий своего индикатора в ангаре, но влияющий на поведение крафта) находится впереди центра масс, а драг стыковочного узла ухудшает аэродинамические характеристики. Это делает их несколько более трудными в управлении на высоте от 17 до 9 километров. В случаях входа в штопор я рекомендую переливать всё имеющееся топливо в носовую часть.
Общая потеря массы при достижении орбиты составляет всего 34%: из 110,9 тонн при старте остаётся 72,9.
D12 выводит на низкую опорную орбиту 45,8 тонн полезной нагрузки в виде второй ступени. Это 41% от массы всего крафта. Если считать за полезную нагрузку только доставленное второй ступенью топливо, то получится 35,9 тонн и 32%. Так или иначе, это хорошие значения для любого космоплана.
Видео выхода на орбиту и посадки ступеней (коротенькое, чтобы удобно было смотреть).
[media=//www.youtube.com/watch?v=3yaWgXS8YHk]
Два стыковочных узла, освобождающихся при возврате космолётов первой ступени, предназначены для дальнейшей орбитальной досборки. Требования по симметрии пристыковываемых модулей достаточно высоки, а вот грузоподъёмность весьма хороша. Вместе с пустой первой ступенью, имеющей массу не менее 25 тонн, D12 показывает дельту скорости около 5800 м/с, если считать только реактивное движение вне атмосферы. Атмосферные же двигатели позволяют
творить чудеса здорово экономить топливо.
Можно установить на D12 жилые модули (до 48 кербонавтов), пристыковать 30 спутников по 800 килограммов каждый, космические станции различного назначения - как научного (космическая лаборатория), так и антинаучного (добыча руды).
Для полётов на Лейт и многократных запусков с Кербина без дозаправки вполне можно не переоборудовать аппарат, хотя я бы рекомендовал установить отдельные, специальные модули для атмосферного полёта. Это могут быть как пристыковываемые самолётики, так и двигатели на док-портах - я бы рекомендовал движки, ведь состыковать отдельные крафты с крыльями в один симметричный самолёт, используя одинарные, а не двойные стыковочные узлы - не так-то просто.
Вот так крафт выглядит в своём нормальном состоянии.
Для посещения Лейта к нему можно пристыковать такие мини-самолётики с большими крыльями и атмосферными двигателями. Они будут весить гораздо меньше крафтов первой ступени, обладать высокой тяговооружённостью (когда уже будет израсходовано достаточно топлива для маневра до Лейта), и прекрасно справятся с уравновешиванием центра подъёмной силы.
Но можно сделать и проще: пристыковать два обычных двигателя и сэкономить этим кучу дельты скорости.
Жилые модули позволят отвезти на любое небесное тело десятки, если не сотни пассажиров.
Научные и перерабатывающие станции тоже могут быть пристыкованы к данному крафту.
Жители Морровинда, особенно каджиты, будут весьма довольны тем фактом, что данный космоплан способен перевозить скууму, даже несмотря на то, что в Kerbal Space Program её нет.
На этом всё. Спасибо за просмотр!
delta-12.craft