Сегодня Билл и Боб под руководством Дже... ,извините, капитана Джеба Кермана покажут, как долететь до Дюны, воткнуть флаг и вернуться обратно на Кербин. Итак, начнем!
Наша ракета:
3 ступени, не считая промежуточных, лендер и вторая ступень используют спаржевую систему разводки топлива.
1)Взлет и выход на орбиту (надеюсь, вы уже умеете это делать):
Да, морковок не хватило даже до НКО.
Все, что связано с модами я буду, по возможности, прятать под спойлер, но в некоторых случаях это сложно сделать, так как придется переписывать весь текст. Поэтому я дам их краткое описание и периодически они будут проскальзывать в тексте. Если вы не пользуетесь модами, то не обращайте внимание на их панели на скринах - Джеб расскажет, как летать на полном стоке. Описание модов под спойлером.
Я использовал три мода: Universe replacer, Romfarer Lazor и Engineer redux. Первый добавляет текстурпаки (привет minecraft), второй позволяет рассчитывать окна для трансфера (у него есть много других функций, но гайд не о них), а третий дает много полезной информации по кораблю в полете и строительстве. Большое серое окно - инженера, а окно поменьше - лазора.
Итак, выходим на круглую орбиту. Чем ниже - тем лучше. Это обусловлено эффектом Оберта, но о нем чуть позже.
2) Окно - это время, в которое наиболее выгодно лететь на другую планету, да и проще. Ожидаем окно. Высчитать его нам поможет
http://ksp.olex.biz/ (или бумага и ручка). Соответственно ждем, пока фазовый угол Кербин - Кербол - Дюна станет равным 44-45 градусов. Можно воспользоваться угольником (или транспортиром), а можно программой MB Ruler
Далее смотрим на ejection angle в калькуляторе. Он определяет точку орбиты, в которой нужно дать разгонный импульс.
Все эти углы можно посмотреть в лазор моде. Там указано время до окна (строка T), а кнопка map overlay красиво нарисует все углы на карте и еще примерную траекторию полета выведет
В этой точке создаем маневр (курсор навести на орбиту и нажать левую клавишу мыши).
Потянув за ползунок вектора/антивектора скорости (желтый, также называется прогрейд/ретрогрейд), вы можете увидеть, как изменится орбита, если вы дадите такой импульс. Фиолетовый ползунок позволяет менять наклонение орбиты (нормаль / антинормаль), а синий (radial in / radial out) - "сместить (повернуть) орбиту". В нашем случае тянем за вектор скорости. Вытягиваем его и отдаляем карту. С помощью второго (противоположного ползунка) делаем так, чтобы пунктирная траектория касалась орбиты Дюны. Если вы все сделали правильно, то вы увидите такую, радующую глаз, картину:
Если не получилось - покрутите маневр, подвигайте его по орбите - пересечение найдется.
Теперь про эффект Оберта. Его реальную формулировку расскажет википедия, а в игре он означает, что выгоднее дать один импульс на орбите стартовой планеты и сразу выстроить свою траекторию так, чтобы попасть на целевую планету, чем сначала выйти на солнечную орбиту, а там уже давать импульс до цели. Именно поэтому мы сразу выстроили нашу траекторию на орбите планеты, а не потом, на солнечной. Это дает реальную экономию топлива, и чем ниже ваша стартовая орбита - тем больше экономия.
3)Теперь можно убрать карту. Покрутите ваш аппарат, найдите на навболле синий маркер - маркер маневра. Справа от навболла пишется время до маневра, количество дV для осуществления маневра и примерное время, которое понадобится вашим движкам на выполнение маневра.
В назначенное время делаем импульс, прицелившись в синий маркер (начните делать импульс незадолго до рассчетного времени, а завершите через такой же промежуток времени - так погрешность будет минимальна). Теперь ваша реальная траектория должна совпадать с пунктирной.
Если не понятно, как пользоваться планировщиком, читайте
http://spacedock.ru/interesnoe-i-poleznoe/gaydy/148-orbity-dlya-novichkov.htmlИ вообще, полезный гайд по орбитам. Must have для совсем зеленых огурцов.
Проматываем время до солнечной орбиты. Если все хорошо, то ваша траектория будет примерно такой:
4)Но это еще не все. Выделите Дюну как цель и создайте маркер в точке AN или DN в зависимости от того, какая из них лежит на вашей траектории. Дело в том, что орбиты Кербина и других планет наклонены относительно друг друга, поэтому необходимо скорректировать эти различия. Точки совпадения плоскостей орбит называются descending/ascending node (DN/AN). Делаем так, чтобы плоскости нашей орбиты и орбиты Дюны совпадали:
В случае с Дюной различия в наклонении орбит не очень большие, а вот при полете к Джулу ваша орбита будет наклонена на несколько градусов, что повлечет за собой перерасход топлива на торможение, да и орбита кривая получится.
Вот пример с другого полета, касательно Джула:
Попасть в атмосферу планеты без корректировок в ее гравиколодце (т.е. только на околосолнечной) проще, чем кажется:
Это было небольщое отступление, вернемся к нашему полету.
Если попасть достаточно точно, то при подлете к Дюне орбита будет сразу экваториальной. Старайтесь сделать так, чтобы точка входа (intersept) была в плоскости экватора. Если вы хотите после трансфера получить наклонную орбиту вокруг Дюны, то сделайте так, чтобы intersept был выше Дюны, а траектория проходила через Дюну.
Вот, что останется от нашего корабля после этих маневров:
5)Теперь ждем пару месяцев (особые хардкорщики могут оставить комп включенным и позаниматься это время чем-нибудь другим).
Входим в зону влияния Дюны:
Как видим, наша траектория немного кривовата (кривоватость напрямую зависит от пункта 4) Создаем маневр прямо перед собой. Делаем так, чтобы перигей вошел в атмосферу Дюны (здесь нам сильно поможет синий ползунок).
Скрин кривоват, но когда сами полетите, все интуитивно поймете:
Если при входе в зону влияния Дюны вы оказались в плоскости ее экватора, но траектория проходит ниже Дюны, то фиолетовый ползунок позволит ее поднять с небольшими затратами топлива. Именно поэтому в пункте 4 точку входа рекомендуется выровнять с экваториальной плоскостью.
Привет, Дюна!
Глубина погружения перигея в атмосферу определяется опытным путем, Джеб говорил, что должно быть около 10 км. F5/F9 вам в помощь.
Если бы не наши корректировки на солнечной орбите, нам бы пришлось тормозить двигателями, а орбита была-бы кривая. А так всю работу выполняет атмосфера. Можно дотормозить до обычной орбиты Дюны, а можно сразу сесть.
6)Посадка не сложная, но Джеб считает, что лучше использовать как оранжевые, так и синие парашюты, они позволяют плавно сбросить скорость, не оторвав важные детали корабля.
Втыкаем флаг, собирам науку или что у вас там.
Айк загадочно подмигивает нам с орбиты. А не слетать ли нам на него?
Но у Джеба на него другие планы.
7)Взлетаем и выходим на орбиту:
Деталь лазора незаметно отделилась вместе с одной из ступеней, теперь удобного отсчета времени до окна у нас нет (однажды подобное событие привело к смерти Билла и Боба, но это были другие Билл и Боб). Тем лучше, даже если вы пользуйетесь модами надо знать, как обойтись без них. Открываем
http://ksp.olex.biz/ . Джеб рассказывал, что в свой первый полет он не знал о планировщике, а окно считал угольником, приложенном к экрану бортового компьютера. Потом технологии продвинулись дальше и Джеб стал пользоваться программой MB Ruler.
В этом полете Джеб вспомнил старые навыки, и только после этого сообразил, что фазовый угол показывал engineer redux. Зато Билл и Боб расширили свой кругозор. После этого Джеб решил показать Биллу и Бобу как делать простейшие гравипращи.
Надо сделать так, чтобы Айк выкинул нас примерно в том же направлении, как если бы мы летели сами (алгоритм: нарисуйте планировщиком импульс до Кербина, запомните направление, в котором мы улетим от Дюны. Теперь уберите этот маневр, и спланируйте новый так, чтобы айк захватил ваш корабль и выкинул вас в этом же направлении). Вот, что получилось у наших пилотов:
Какой некрасивый каменюга:
Этот камушек выкинул нас на гелеоцентрическую орбиту, да еще и на треть к Кербину приблизил.
Кстати из-за погрешности линейки Джеба нормально сделать трансфер до Кербина с дюнацентрической орбиты не получалось, а благодаря удаче Джеба и Айку никакого перерасхода топлива не случилось:
Наш корабль совсем похудел. Но Джеб еще покажет, на что способна одна бочка топлива:
Немного криво вышло, но это поправимо:
Тут тоже опускаем перигей в атмосферу, около 20-30 км.
Привет, Кербин!
Тормозим в атмосфере:
А сзади наш любимый камушек, с которого все начинали... Джеб посмотрел на оставшуюся дельту и загадочно улыбнулся...
Билл и Боб задремали, а когда проснулись в один голос спросили: капитан, ты куда нас завел? И почему связь с центром отрубил?
Что, не скучаете по песочнице? - спросил Джеб.
Мягкая посадка:
В очередной раз воткнем флаг:
Когда-нибудь Джеб вернется сюда вместе с ровером, ведь с момента выхода новой версии он ни разу не катался. Но сейчас домой, на Кербин.
Сели в живописной местности:
А там, за холмом уже едет ровер, готовый дать Джебу руль, чтобы он смог вдоволь поколесить по родным горам...
В заключение хочу сказать, что все приемы, описанные здесь применимы при любом трансфере. Новичкам рекомендую начать с Джула, т.к. несмотря на то, что лететь до него дальше, его гравитация намного сильнее, и попасть в него несколько легче, чем в Дюну. Если вы освоили обычный трансфер, потренируйтесь в гравипращах. Только не об луны, а об планеты - тот же Джул вышвырнет вас за пределы солнечной системы.
Наглядный пример использования гайда смотрим на примере аппарата Pegasus.
Особая благодарность Kermaniac и lllypa за помощь в написании гайда.