Перво-наперво хочу выразить огромную благодарность
Dequade. Обязательно загляните в его
реконструкцию миссии "Аполлон 11" и накидайте котиков ему в личку. Человек не только провел отличную работу, но также помог и мне сделать этот материал, подсказав, где можно найти моды
Kronal Vessel Viewer(KVV) для чертежей и
KW Rocketry. А также весьма ценным оказалась информация про Стеллариум. Спасибо тебе, Dequade, мы любим тебя! :3
Ну и, собственно, к делу. Хорошенько перечитав реконструкцию миссии "Аполлон 11" и изучив материалы о "Аполлоне 17", я решил назначить свой виртуальный вылет на 7 декабря в 0:33. Тот самый день и час, в которые в 1972 году стартовала реальная миссия. Однако в процессе подготовки к реконструкции, мне понадобилось глубже изучить материал и плотнее поработать с лунным модулем. Но обо всем по порядку.
Сперва, как говорится, матчасть. Или история.
«Аполлон-17» — 11-й и последний пилотируемый полёт в рамках программы «Аполлон», в ходе которого была осуществлена шестая высадка людей на Луну. Это была третья Джей-миссия с акцентом на научные исследования. В экипаж корабля впервые вошёл учёный-профессионал, геолог Харрисон Шмитт. В распоряжении астронавтов так же, как и в ходе двух предшествовавших экспедиций, был лунный автомобиль, «Лунный Ровер» № 3. Командно-служебный модуль «Аполлона-17» имел позывные «Америка», лунный модуль — «Челленджер».
Старт «Аполлона-17» состоялся в 05:33:00 UTC (00:33:00 местного времени) 7 декабря 1972 года, с задержкой на 2 часа 40 минут. Задержка старта впервые была вызвана неисправностью стартового оборудования. На тот момент это был первый ночной запуск в истории пилотируемой космической программы США.
11 декабря 1972 года «Челленджер» с Юджином Сернаном и Харрисоном Шмиттом на борту совершил посадку в долине Таурус—Литтров, на юго-восточной окраине Моря Ясности. Астронавты оставались на Луне чуть более трёх суток, 74 часа 59 минут 40 секунд. За это время они совершили три выхода из корабля общей продолжительностью 22 часа 3 минуты 57 секунд. Было собрано и привезено на Землю 110,5 кг образцов лунной породы.
19 декабря «Аполлон-17» приводнился в Тихом океане. Экспедиция продолжалась 301 час 51 минуту 59 секунд.
Юджин Сернан — командир.
Роналд Эванс — пилот командного модуля.
Харрисон (Джек) Шмитт — пилот лунного модуля.
Последние слова Юджина Сернана на Луне:
"Боб, это Джин, я на поверхности (Луны) и, делая последний шаг человека с поверхности домой на какое-то время, но, мы верим, не очень надолго, я бы просто хотел (сказать) то, что, я думаю, войдёт в историю. Что сегодняшний вызов Америки выковал будущую судьбу человечества. И, покидая Луну в Таурус-Литтров, мы уходим так же, как и пришли, и, если будет на то Господня воля, вернёмся, с миром и надеждой для всего человечества. Бог в помощь экипажу «Аполлона-17»."
Перво-наперво я решил заняться лунным модулем, поскольку был наслышан о том, какой страх и ужас представляет из себя попытка его реализации силами KSP. Уже на стадии первых прототипов я понял всю глубину слов о том, что KSP - игра не о компактности и миниатюрности. Первоначальные прототипы были либо слишком слабыми, либо чересчур уродливыми. Мне нужно было найти компромисс между реализмом и функциональностью. Бился я над этой задачей несколько часов, пока не был удовлетворен результатом.
ОДНАКО... Когда на следующий день я попытался запихнуть это дело хоть куда-нибудь, меня ждало горькое разочарование. Была идея даже бросить пытаться сделать что-то на стоке и поискать еще каких-то модов, однако опыт создания прошлых модулей не прошел зря и я быстро наваял вполне годную по функциональности конструкцию, отлично вмещающуюся в нужные мне объемы ( а это нос третьей ступени ). Я долго и упорно думал над тем, как можно еще и лунный ровер запихнуть в посадочный модуль, но здравый смысл подсказал мне, что решение этой задачи если и есть, то очень непростое, поэтому я вынужден признаться в этой неточности. В моей реконструкции миссии лунного ровера не случилось. Честно говоря, собрав модуль, мне не представлялось возможным добавить туда еще хоть что-то.
Благодаря неоценимому опыту, полученному мной при прочтении реконструкции 11-й миссии, постройка ракетоносителя
"Сатурн 5" не заняла много времени.
Еще раз внимательно перечитав историю полета, я выписал для себя главные моменты ( 16 пунктов на пути туда и 10 на пути обратно ), чтобы иметь возможность сравнить, а также сверился с топографической картой Мун, чтобы сопоставить реальные координаты точки приземления с KSP`шными и выбрать для себя подходящий район посадки. После всех приготовлений и тестов я, наконец, был готов начать.
Поехали. АХТУНГ! Под спойлером овер 20 изображений.
С помощью Стеллариума я определил, в каком положении были Земля, Солнце и Луна на момент старта миссии и постарался воспроизвести такое же положение тел в KSP. И, разумеется, мой старт также был глубокой ночью.
Мун над горами... Туда мы и направляемся. Итак, дан старт и я уже в который раз после нужных тестов поднимаю Сатурн-Аполлон в воздух. Полет проходит в штатном режиме. В оригинале корабль вышел на орбиту 166х167 примерно за 12 минут. Я же сделал это чуть быстрее, но на орбиту 120х130. Экипаж оригинального Аполлона-17 совершил два витка для проверки всех систем и начал разгон в начале третьего. Мне, в свою очередь, пришлось иметь в виду разность в течении времени огуречной вселенной и реального мира, поэтому я начал разгон при первом удобном случае, получив достаточно симпатичную траекторию
В оригинальной миссии после 6 минут разгона корабль на скорости 10,8 км/с помчался навстречу Луне, а через полчаса после очередной проверки систем экипаж начал перестроение корабля, длившееся 14 минут, в ходе которых основной модуль "Америка" отстыковался от остатков Сатурна 5 и повернулся на 180 градусов, чтобы экипаж мог осмотреть лунный модуль, помещенный в носу третьей ступени.
Далее Роналд Эванс пристыковал "Америку" к "Челленджеру" и вся эта нехитрая конструкция отделилась от третьей ступени.
Сама же третья ступень была направлена на столкновение с лунной поверхностью, дабы сейсмографы, установленные там прошлыми миссиями, смогли зафиксировать удар и собрать необходимые данные для анализа состава Луны.
В оригинале потребовалась небольшая коррекция траектории, а в моем случае она была итак лучше некуда. Периселений ровно в 141 километре, как в документах. Примерно в одно время с началом торможения за обратной стороной Луны, третья ступень врезается в Луну.
Орбита устанавливается 109 на 27 км с периселением чуть восточней места посадки.
Юджин Сернан и Харрисон Шмитт пересаживаютсся в лунный модуль и на 12 витке на обратной стороне Луны происходит отстыковка. В моем случае 12 витков было бы много, я выждал 3.
"Америка" поднимается на орбиту 130х100 ( я позволил себе опустить оба значения на 50 км, показатели Муна и Кербина все-таки не те же, что у Земли и Луны ). "Челленджер" снижает периселений до 11 км и в 16км над поверхностью начинает торможение. Здесь мне, как и пилотам оригинального модуля, хватило топлива с запасом. Я даже смог подкорректировать координаты посадки чтобы добиться лучшего вида.
В общей сложности Сернан и Шмитт находились за пределами корабля 22 часа 3 минуты 57 секунд. Они проехали на «Ровере» 35,7 км. Максимальное удаление от лунного модуля составило 7,6 км. Всего было собрано 110,52 кг геологических образцов. В моей реконструкции пришлось обойтись флаговтыком и образцами грунта. Кстати, для сравнения фотография с Луны.
Место посадки моих Сернана и Шмитта севернее и немного западнее оригинальных.
А вот и "Америка" пролетает над нами. Красная точка вверху, справа от Млечного Пути
Последнее любование плодами своего труда и старт. Время и положение "Америки" и Солнца я тоже постарался воспроизвести как в оригинале.
Топлива оказалось самую малость меньше чем необходимо, но меня спас запас монопропеланта. После успешного выхода на орбиту Муна на маневры хватило топлива с запасом.
Шмитт вывел "Челленджер" сначала на орбиту 90х17, а затем двумя маневрами 120х90. С момента взлета до момента стыковки просто 2 с четвертью часа.
После открытия люков Эванс передал коллегам пылесос. Пропылесосив, Сернан и Шмитт передали Эвансу контейнеры с образцами и скафандры со шлемами и перешли в командный модуль. Во взлётную ступень ЛМ был загружен большой мешок с мусором, который накопился у Эванса за три дня работы в одиночестве. Астронавты надели скафандры, проверили герметичность кабины и повысили давление в переходном туннеле. Когда они открыли замки стыковочного узла, это избыточное давление мягко отвело «Челленджер» от «Америки». По команде из ЦУПа на 1 минуту 56 секунд были включены двигатели системы ориентации взлётной ступени, она сошла с орбиты.
Планировалось, что взлетная ступень лунного модуля столкнется с Луной рядом с местом посадки, но "Челленджер" промахнулся на 2 км от расчетной точки, что не помешало, однако, зафиксировать сейсмические волны от его падения.
Затем "Америка" на две минуты включила двигатель на обратной стороне Луны и легла на путь домой. 17 декабря после подъёма ЦУП сообщил астронавтам, что они только что пересекли границу, за которой земное тяготение стало воздействовать на корабль сильнее лунного. Это произошло на расстоянии 62 638 км от Луны и 317 790 км от Земли. Скорость «Америки» в тот момент составляла около 4225,6 км/ч. Главным событием дня стал выход Эванса в открытый космос в межпланетном пространстве.
После заключительной корректировки траектории, произошедшей в 46000 км от Земли, командный модуль отстыковался от служебного и экипаж готовился к прибытию домой.
В оригинале астронавты приземлились в Тихом океане, моя же посадка выдалась на просторные равнины Кербина) К тому же ночью.
Корабль вошёл в плотные слои атмосферы Земли на скорости 39 600,8 км/ч в 301:38:38 на высоте 121,9 км. Обратный полёт к Земле продолжался 67 часов 34 минуты 5 секунд. «Аполлон-17» приводнился в Тихом океане в 19:24:59 UTC в точке с координатами 17°52′ ю. ш. 166°06′ з. д., в 350 морских милях северо-восточнее островов Самоа и в 6,5 км от поисково-спасательного корабля ВМС США «Тикондерога». Чистая продолжительность миссии (без учёта перевода часов) составила 301 час 51 минуту 59 секунд, или 12 суток 13 часов 51 минуту 59 секунд. Через 52 минуты после приводнения Сернан, Эванс и Шмитт были доставлены вертолётом на борт авианосца. Ещё через 71 минуту туда же был доставлен их космический корабль.
Спасибо огромное, что нашли в себе силы дочитать материал, и за уделенное мне внимание. Будьте мечтателями и стремитесь к невозможному.