Американская программа «Аполлон» – первая и пока единственная успешно воплощённая программа пилотируемых высадок на Луну. Разрабатывалась и проводилась с 1961 по 1975 годы, шесть успешных миссий были осуществлены с 1969 по 1972 годы, после чего в 1975 вся программа была свёрнута. Не считая испытаний и тренировочных полётов в рамках программы, неудачу потерпела только одна миссия – «Аполлон-13», в 1970 году.
Специально для реализации этой программы была разработана ракета-носитель «Сатурн-5», которая по сей день остаётся рекордсменом грузоподъёмности, мощности и массы. Проще говоря, НАСА, в лице Вернера фон Брауна, решило вопрос доставки астронавтов на Луну весьма незатейливо и прямолинейно, собрав совершенно хтоническую, по тем временам, ракету.
Также был разработан космический корабль «Аполлон», состоящий из командного (возвращаемого на Землю), служебного (маршевый и маневровые двигатели, баки) отсеков и двухступенчатого лунного модуля. Командный и служебный отсеки вместе образовывали командный модуль, который доставлял спускаемый аппарат на орбиту Луны и обеспечивал возвращение астронавтов на Землю.
Все шесть высадок были проведены по одному и тому же сценарию:
1. Выход на траекторию к Луне;
2. Стыковка командного и лунного модулей, отделение их от третьей ступени РН;
3. Выход на орбиту Луны, расстыковка и спуск лунного модуля;
4. Работа на поверхности Луны;
5. Взлёт и стыковка с командным модулем;
6. Сброс лунного модуля и возвращение на Землю.
Собственно, первая миссия «Аполлон-11» (десять предшествующих были лишь испытаниями и тренировками) началась 16 июля 1969 года и продолжалась 8 дней до 24 июля. 20 июля 1969 года человек впервые ступил на поверхность Луны. Это была не только первая высадка человека на Луну, но и вообще первое наше посещение естественного космического объекта за пределами Земли.
2. Реплика
При изготовлении реплики «Аполлона» и «Сатурна» был использован мод KW Rocketry. Мне так и не удалось сделать что-то отвечающее моим запросам из стоковых деталей, результат был либо совершенно не похож на свой прообраз, либо являл собой жуткую шатающуюся конструкцию, разваливающуюся ещё на стартовом столе.
2.1 Командный модуль
Самая простая часть, с которой возникло меньше всего заморочек. Состоит из баков, двигателей, 3-местной капсулы (закрыта обтекателем), батареи на 4000 единиц, докпорта и парашютов. До момента отделения третьей ступени «Сатурна» на докпорте располагается система аварийного спасения, отстреливаемая уже на орбите.
Экипаж: 1-3;
Масса: 18,2 т;
Кол-во деталей: 18;
Запас топлива (только моно): 1630 ед.;
Тяга маршевого двигателя (работает на монотопливе): 200 кН;
dV: 1973 м/с.
2.2 Лунный модуль (или впихнуть невпихуемое)
Больше всего времени ушло на лунный модуль. Поскольку миниатюрность – это не та черта KSP, за которую мы любим эту игру, повозиться пришлось изрядно. Сложность состояла не столько в том, чтобы собрать достаточно маленький лендер (это, как раз, не проблема), сколько в том, чтобы он был похож на оригинал, попадал в пропорции относительно КМ и выполнял свои функции, т.е. мог сесть на Мун, а потом взлететь и состыковаться с командным модулем. И всё это безобразие непременно должно было упаковываться в тесную конуру над третьей ступенью.
Проблемы начались сразу же, с момента выбора жилого отсека. По какой-то, не понятной мне, причине двухместная кабина в стоке имеется только одна и она по своим размерам едва уступает 3-местной капсуле на КМ. В результате, к первым испытаниям на свет родился такой монстрик (пока ещё с двумя одноместными кабинами):
Посмотрев на готовый результат и на то, как он с треском проваливает посадку, я выбросил этого квазимодо на помойку. В дальнейшем посадочная ступень была переделана, баки в ней увеличены и тщательно утоптаны, а взлётная ступень обзавелась двухместной кабиной и была обвешана различным антуражем. Конечный итог уже более-менее соответствовал моим требованиям.
Экипаж: 1-2;
Масса: 13,5 т;
Кол-во деталей: 204;
Запас топлива (посадка/взлёт): 270/141 ед.;
Тяга двигателей (посадка/взлёт): 50/30 кН;
dV (посадка/взлёт): 2139/950 м/с.
2.3 «Сатурн-Аполлон»
Ракета-носитель получилась несколько длиннее оригинала, поскольку при правильных пропорциях она никак не могла вывести «Аполлон» на НОО. Точнее, выводила с перерасходом топлива в третьей ступени и в результате его не хватало для трансфера, а это даже приблизительно не укладывалось в сценарий реконструкции, согласно которому третья ступень не только делает трансфер, но и на остатках топлива уходит на гелиоцентрическую орбиту.
3. Миссия
Прежде всего, я выяснил конфигурацию расположения Земли и Луны относительно Солнца 16-го июля 1969 года, в этом мне помог «Стеллариум». После подгонки конфигурации в самой KSP, всё это дело выглядело таким образом (фитюлька на орбите между Кербином и Муном – спутник на ГСО, висящий над КСЦ):
Были, конечно, сомнения относительно такого незамысловатого подхода, поскольку все, какие есть, параметры Кербина и Муна отличаются от таковых у Земли и Луны в реальности. Как ни странно, сомнения были напрасными, полёт прошёл в соответствии со сценарием (разумеется, со скидкой на разницу в масштабах и радиус кривизны моих рук).
Вот я и добрался, наконец-таки, до старта. Дальше будет меньше текста и больше картинок :)
На стартовом столе, финальный отсчёт.
Успешно вышел на НОО, и, после корректировки наклонения орбиты, ближе к концу второго витка выстроил траекторию к Муну.
Стыковка КМ и ЛМ, отделение 3-й ступени ракеты-носителя, которая своим ходом отправляется на гелиоцентрическую орбиту.
Первая и единственная корректировка траектории по пути к Муну.
Далее орбита Муна. Сделав несколько витков, отстыковал лунный модуль. Место посадки чуть западнее точки периселения, ближе к линии терминатора.
Мун! И Кербин прямо в зените. Совершил посадку на бровке огромного кратера. Это вышло совершенно случайно, но весьма символично. Армстронг хотел посадить ЛМ точно в такое же место, но ему помешали большие валуны, поэтому было решено перелететь кратер и искать другое место для прилунения. Тот кратер носил название West Crater. А если взглянуть на скрин, Инженер Редукс показывает название биома: Northwest Crater :)
Флаговтык, фото на память и полетели назад.
Манёвр сближения и подход к «Колумбии» на 30 метров. Тут получилось ещё одно забавное совпадение. Между взлётом с Муна и сближением с КМ на 30 метров прошло 3,5 игровых часа и ровно столько же времени прошло между аналогичными событиями миссии «Аполлон-11» ИРЛ.
Стыковка, переход кербонавтов в командный отсек и сброс взлётной ступени «Орла». Трансфер домой.
Несколько фоток удаляющегося Муна.
Возвращение на Кербин и приводнение. Не хватает только авианосца «Хорнет» на горизонте :)
Управление:
У ракеты-носителя все действия забиты по ступеням до момента отделения командного модуля, дальше они могут перемешаться и лучше тыркать вручную мышой.
У лунного модуля: 1 - лестница, 2 - выдвижение щупов.