17.07.13, Ср, 12:12, Мск
Правительство Великобритании объявило о планах инвестировать в развитие воздушно-реактивного ракетного двигателя SABRE 60 млн. фунтов стерлингов. Таким образом, самый амбициозный и смелый космический проект последних десятилетий получил признание и деньги на дальнейшие работы.
Skylon фактически является космическим самолетом: взлетает с поверхности и перемещается в космосе только за счет тяги собственных двигателей
Двигатель SABRE (Synergistic Air-Breathing Rocket Engine - см. статью ниже) имеет уникальные характеристики и предназначен для многоразового космического самолета Skylon, который сможет достичь околоземной орбиты взлетая/садясь на обычную взлетно-посадочную полоcу. Беспилотному Skylon-у не нужны ракеты-носители, огромные стартовые площадки, многодневная подготовка к старту и т.д. Он будет летать как самолет, но не в пределах атмосферы, а в ближний космос.
SABRE имеет уникальную конструкцию и соответствующие возможности. Это особенный комбинированный двигатель, способный работать как в атмосфере, так и в космосе. Во время взлета двигатель Sabre будет сжигать водородное топливо, используя в качестве окислителя атмосферный кислород, а в космосе кислород будет поступать из отдельного бака. До сих пор создание подобной легкой и эффективной двигательной установки было невозможным, но разработчики Sabre в конце прошлого года смогли продемонстрировать работоспособность ключевого элемента SABRE: охладителя воздуха, поступающего в воздухозаборник. Эта часть двигателя вызывала наибольшие сомнения. Ведь она должна была охладить набегающий поток воздуха с температуры более 1000 градусов Цельсия до -140 градусов Цельсия за невероятно малое время - 1/100 секунды. Это кажется невозможным, но разработчики на прототипе сумели показать, как специальный высокоэффективный теплообменник за доли секунды охлаждает входящий поток воздуха до температуры ниже точки замерзания воды. Конечно, такие теплообменники существовали до этого, но они были размером с завод, а английским инженерам удалось уменьшить их до размера, пригодного для использования на 84-метровом космолете Skylon.
Надо отметить, что в конце прошлого года разработчики Skylon говорили о том, что для успешного завершения работы над проектом космолета им понадобится 250 млн. фунтов стерлингов. Что ж, значительная часть этой суммы уже нашлась, и если и дальнейшие испытания будут такими же впечатляющими, то остальная сумма тоже перестанет быть проблемой. Если же проект Skylon закончится полным успехом, человечество получит самый дешевый и эффективный способ доставки на низкую околоземную орбиту грузов массой около 10 тонн.
Источник: http://rnd.cnews.ru/tech/news/line/index_science.shtml?2013/07/17/535676
Двигатель Sabre предназначен для использования в космическом корабле Skylon, который сам по себе может совершить революцию в освоении космоса. Этот летательный аппарат будет взлетать и садиться по-самолетному и при этом сможет выводить на околоземную орбиту различную полезную нагрузку.
Для этого КК Skylon-у требуется особенный комбинированный двигатель, способный работать как в атмосфере, так и в космосе. Во время взлета двигатель Sabre будет сжигать водородное топливо, используя в качестве окислителя атмосферный кислород, в космосе кислород будет поступать из отдельного бака. До сих пор создание подобной легкой и эффективной двигательной установки было невозможным, но разработчики Sabre нашли способ решить эту проблему.
Схема работы двигателя Sabre
На высоких скоростях в двигателе будет охлаждаться поступающий в воздухозаборники воздух, разогретый до температуры более 1000 градусов Цельсия. Для этого будет использован специальный высокоэффективный теплообменник, охлаждающий входящий газ до температуры в -140 градусов Цельсия за невероятно малое время - 1/100 секунды. Это выглядит совершенно фантастической идеей. Однако инженеры считают, что их особенный радиатор, состоящий из массива тончайших трубопроводов, способен отвести избыточное тепло.
Также существует и другая проблема: в процессе мгновенного охлаждения влага, содержащаяся в воздухе, должна сразу же покрыть радиатор теплообменника ледяной коркой. Тем не менее, инженеры заявляют, что и с этой проблемой они справятся.
Именно реализация этих критических технологий позволяет надеяться, что фантастический проект Sabre Skylon будет доведен до конца.
Испытываемые системы двигателя Sabre
Система | Описание |
Предварительное охлаждение | Во время полета воздух поступает в первый теплообменник, который с помощью холодного гелия за 1/100 секунды охлаждает газ на 100 градусов Цельсия. |
Реактивный двигатель | Охлажденный кислород сжимается и используется в качестве окислителя. Можно сказать, что это самая простая часть процесса, уже освоенная аэрокосмической промышленностью. |
Глушитель | Для охлаждения гелия, его прокачивают через бак с азотом. В настоящее время для тестов используется не жидкий азот а вода, которая испаряется, понижая температуру гелия и глушит шум от выхлопных газов. |
Опытный образец теплообменника Sabre
Если разработчикам удастся найти 250 млн фунтов и успешно завершить проект Skylon, человечество получит совершенно новый летательный аппарат, который сможет совершать дешевые регулярные рейсы на орбиту. Со Skylon слетать в космос будет не намного сложнее, чем сегодня слетать на другой континент.
Источник: http://rnd.cnews.ru/tech/news/top/index_science.shtml?2012/07/16/496542
Дорогой Гость, чат доступен только для зарегистрированных пользователей.
Нашли ошибку?
Вы можете сообщить об этом администрации.
Выделив текст нажмите Ctrl+Alt