I
-Приготовиться к переходу в посадочный модуль!
-Есть приготовиться к переходу!
Будильник зазвенел - Джеб открыл глаза. Корабль только начал выходить из тени Муны, и наступил орбитальный восход (который, правда выглядит гораздо красивее на Кербине из-за ореола, создаваемого атмосферой). Тесную капсулу, в которой жили и спали кербонавты, озарили первые лучи Солнца. Но Джебу сейчас было не до этой красоты, его звал сон.
-Еще пять минут...
И тут Джеб почувствовал неслабый толчок в плечо, который заставил снова открыть глаза. Но сон, такой сладкий и желанный, еще не совсем прошел, и думалось очень туго...
-Хватит спать, уже пора натягивать скафандры, скоро будем садиться!
-Что?.. А... Мне снился такой сон... Фиолетовое небо, фиолетовые песчаные дюны, разделенные морями. Я был там...
-Ты о Ив что ли бредишь? Нет, конечно нет ничего невозможного в посадке на Ив, - сказал Билл, - более того, посадочные зонды совершали там посадку, но...
-Но полет на Ив - билет в один конец! - резко оборвал Боб. - Гораздо легче сесть на эту планету, чем взлететь с нее! Даже если разработать корабль, способный приземлиться и взлететь, он будет стоить, как вся мунная программа. Которую, кстати, закрывают...
-Что вы там болтаете? - сказал голос из динамика. - Осталось пять минут!
Джеб потихоньку начал соображать, что вокруг происходит, и остегнул ремни...
-Перейти в посадочный модуль!
-Есть перейти в посадочный модуль!
Джеб проверил крепление шлема и ловко нырнул в стыковочный шлюз. Посадочный модуль был очень тесный, еще теснее орбитального, и размещено в ограниченном внутреннем пространстве только необходимое: два кресла, компактно, но не очень удобно расположенные органы управления и пара ящиков для космопасты в большом количестве, бумажной карты Муны, космической изоленты и так необходимой в космосе водки. Из единственного, но большого иллюминатора открывался захватывающий вид бескрайнего космоса.
-2 минуты до отстыковки!
Джебедайя сел в кресло пилота и пристегнулся. Чуть позже из перехода выплыл Билл, и сел во второе кресло. Бортмеханик явно был в хорошем настроении.
-Эй, Боб! - сказал Билл. - Не скучай без нас, мы скоро вернемся!
-Ладно, не буду. У меня тут есть все для веселья.
-А если узнаю, что ты лазил в мой ящик - руки оторву!
-Да не буду я трогать твои вещи...
-Оторву!
Послышалась команда из ЦУПа:
-Закрыть стыковочные люки!
-Есть закрыть стыковочные люки!
-Разгерметизация стыка! Расстыковка!
-Есть расстыковка!
-Поехали!
Небольшой импульс, который был едва ощутим, аккуратно разделил корабль на две части. Боб посмотрел в иллюминатор и увидел, как медленно и величественно удаляется от него посадочный модуль.
-Минута до маневра!
Включились двигатели ориетации, отводя посадочный модуль от орбитального для безопасного маневра. Джеб проверил ремни, просмотрел чек-лист: "Скафандр? Есть. Ремень? Есть. Бортмеханик? Есть. Водка?"
-А где водка?
-Да здесь она, в ящике, - ответил Билл.
-Сколько?
-Две бутылки.
-А я положил целый ящик. Техники, что ли, просекли нычку? Вот ****!
"Надо было проверять до старта!" - подумал Джеб.
И тут произошел толчок, вдавивший в кресло: автопилот начал выполнять маневр снижения, включив двигатель. Джеб посмотрел на приборы: скорость стала быстро падать. Через 10 секунд невесомость вернулась: выключился двигатель; по приборам, перицентр оказался прямо над северо-западным кратером Муны, в пяти сотнях метров над поверхностью. На экран бортового компьютера вывелось время до второго торможения: 28 минут 34 секунды. Решив компенсировать хроническое недосыпание, Джеб завел будильник и закрыл глаза...
II
Это было несколько недель назад. В большой зал для конференций начали сходиться кербалы, непрерывно болтая. Все чувствовали, что вот-вот произойдет что-то большое и важное. На сцену, на которой был несколько микрофонов и кресел, было направлено много камер, вокруг которых суетились операторы.
-Прошу всех занять свои места!
Все сели и, прекратив болтовню, замерли в ожидании. "Прямой эфир через ...3...2...1!" Операторы начали снимать.
-Здравствуйте, присутствующие здесь гости и наши телезрители. - сказал вышедший на сцену ведущий. - Я, Ларри Керман, рад приветствовать вас на пресс-конференции Федерального Аэрокосмического Управления. Приглашаем на сцену Вальта Кермана, главу отдела по связям с общественностью, и Вернера фон Кермана, доктора прикладной космодинамики и главного конструктора!
Под бурные, продолжительные апплодисменты на сцену вышли и сели в кресла Вальт в своем фирменном костюме химической защиты и небезывестный усатый кербал в очках.
-Всех нас сейчас интересует вопрос: правда ли то, что мунная программа закрывается? - спросил ведущий.
-Прежде всего, я хочу отметить, - начал Вальт, - что есть две части мунной программы : "Луна", программа беспилотного освоения, и "Союз-Север" (да, именно "Союз-Север" - прим. автора), программа пилотируемых миссий на Муну. Так вот, Ларри, мы завершаем программу "Союз-Север".
-То есть готовящийся полет, так называемая Миссия 17, будет последней посадкой кербонавтов на Муну?
-Именно так. По крайней мере, в ближайшем будущем.
-Является ли случайностью то, что в качестве экипажа последней пилотируемой миссии на Муну вы выбрали кербонавтов первого набора, ветеранов космической программы?
-Нет, - ответил Вернер фон Керман, слов которого все с нетерпением ждали, поскольку док не появлялся на публике последние три года, - просто мы подумали, что так будет круто.
-То есть не было никаких объективных критериев?
-Для чего, по вашему, мы осваиваем космос? Не ради денег, а потому что это круто! Потому что мы можем! Пусть все знают, что мы можем!.. Ну и попутно мы получаем много ценной информации.
-А не могли бы вы поподробнее рассказать о причинах закрытия программы "Союз-Север"?
-Потому, что мы!.. - начал было доктор, но тут его прервал Вальт:
-Разрешите мне, док. Во-первых, завершение и закрытие - это разные вещи. Во-вторых, нет ничего противоестественного в завершении программы, которая успешно выполнила все поставленные задачи и выработала свой ресурс.
-Спасибо за уделенное мне время! А теперь давайте приступим к вопросам журналистов. - предложил Ларри Керман. - Вы, девушка в первом ряду!
-Сигрин Керман, "Кербин - сегодня"! Правда ли то, что нет дальнешей перспективы освоения Муны?
-Муна была только началом! - воскликнул фон Керман. - Программа "Союз-Север" дала нам ценнейший опыт! Во-первых, она опровергла заблуждение об опасности радиации, так как все кербонавты, побывавшие вне магнитосферы Кербина, чувствуют себя прекрасно... Во-вторых, программа доказала, что высадить кербонавтов на поверхность других небесных тел и даже возвратить с нее - это не не научная фантастика! Так что теперь мы можем высадиться куда угодно!
-Даже на Солнце и Джул?
-Мы еще работаем над этим.
-Спасибо! - сказала журналистка, после того как записала ответ дока.
-Следующий вопрос! Вы, юноша в третьем ряду!
-Дюрим Керман, "Кермунистская правда". Наших читателей интересует, какие миссии вы планируете в ближайшем будущем?
-После завершения программы "Союз-Север", - ответил Вальт, - мы продолжим прерванное изучение дальнего космоса, то есть небесных тел, лежащих за пределами гравитации Кербина. Наибольший интерес представляют Джул и Мохо, которые еще не были подробно исследованны нашими аппаратами, а также Дрес, которая до сих пор остается загадкой.
-А что насчет Иилу?
-Мы рассматривали этот вариант, но отказались от него в пользу более близкой карликовой планеты Дрес.
Репортер из "Кермунистской правды" долго записывал ответ, видимо, в подробностях, потом открыл рот, желая еще что-то спросить, но лишь молча сел.
-Следующий! Да, вы, девушка в оранжевом комбенизоне!
-Валентина Керман, Федеральное Аэрокосмическое Управление. - все в зале, очевидно, не ожидали увидеть первую женщину-кербонавта вместо журналиста и начали шептаться. - Почему на Муну совсем не отправляют женщин?! Да я бы...
-Потому, что мы не хотим рисковать вами, нашими любимыми женщинами! - прервал Вернер фон Керман. - Более того, согласно исследованиям, мужской организм лучше переносит высокие перегрузки, которые неизбежны при трансфере до Муны!
-Но это же несправедливо!..
-Никаких возражений! Об этом мы с тобой поговорим в офисе босса. Следующий вопрос!
Валентина положила микрофон и, чуть не плача, быстро вышла из зала. Она явно чувствовала, что с ней обошлись нечестно, неправильно, несправедливо. "Почему ИМ можно на Муну, а мне нельзя?! Почему?! Потому что я - женщина?! Да я ничуть не хуже! Да я их всех..." - думала Валя. Ничего не видя перед собой, она шла куда-то, произнося про себя гневную тираду, и вдруг наткнулась на Джеба.
-Валя, что это с тобой?
-Как будто ты не знаешь!
-Откуда мне знать?! Я гений пилотажа, а не дедукции.
-Что ты строишь из себя дурака? Ты-то летишь на Муну, а я никогда не полечу!
-Так ты из-за этого, что ли, расстроилась? Все равно, первым на Муну ступил Нил Керман из НАСА (Независимой Ассоциации Строителей ракет и Астрономов), а еще мне выпала сомнительная честь совершить последнюю посадку в нашей программе.
-Ну и что! Я, между прочим, не была даже на орбите Муны, а ты совершаешь второй полет туда!
-А я разве в этом виноват? Ладно, ладно, успокойся, когда-нибудь ты обязательно туда слетаешь.
-Как?! Программу-то закрывают!
-Ну не на Муну, так на Минмус, на который еще никто не высаживался. Или вообще на другую планету. Вдвоем явимся в администрацию, к боссу и потребуем. Я обещаю...
-Обещаешь?..
III
Джеб проснулся от звона будильника, посмотрел на часы: еще 30 секунд. Тихо жужжал блок автопилота, очевидно, просчитывая маневр. Посадочный модуль вошел в тень Муны, и поэтому из иллюминатора была видна черная, ночная Муна, еще более притягательная, чем дневная. Билл уже не спал (да и спал ли он вообще?), а читал какую-то толстую книгу.
-Какую книгу читаешь? - спросил Джеб.
-"Основы астродинамики".
-Ты ее скотчем примотай, чтоб она в шлем не прилетела, осталось 23 секунды до маневра!
Пока Билл доставал из ящика космический скотч и надежно закреплял книгу, Джебадайя внезапно вспомнил, что он забыл сделать до отлета. Знал ведь, что что-то забыл, но никак не мог вспомнить. "Надо было записать где-нибудь, в предполетный чек-лист, например, и на лоб себе приклеить! Как же мог забыть?! Я же обещал! - думал Джеб. - Вернусь домой - обязательно сделаю!"
Автопилот тихо пискнул: это был сигнал о начале маневра, посадочный двигатель наконец включился, кербонавтов сильно вдавило в кресло, словно прижало 100-килограммовой гирей. Скотч прочно удержал книгу, однако из-за тряски и перегрузок ее стало практически невозможно читать. Кто это придумал, читать во время маневра? Одна пословица гласит: хороший кербонавт должен уметь чистить зубы через нос. Космос требует преодоления границы невозможного, ибо когда-то набор первой космической считался невероятным. Кто-то сегодня скажет: полеты к другим галактикам - научная фантастика, но в будущем найдутся такие безумцы, которые совершат это.
А сейчас посадочный модуль "Союза-Севера" снижался над поверхностью Муны, точнее над ее северо-западным кратером. Орбита превратилась в суборбитальную траекторию - корабль садился, то есть управляемо падал, снижая свою вертикальную скорость. Радарная высота 1000... Радарная высота 500... 400... 300... 200... 100...
-Снижение скорости до безопасной посадочной!
-Выдвинуть посадочные опоры, включить посадочные огни!
Несколько направленных вниз фонарей, так называемые посадочные огни, которые служат для безопасной ночной посадки, отказали. Точнее, они не были подключены к энергоснабжению корабля, большое спасибо техникам космодромов, которые нередко забывали какие-нибудь запчасти. Более того, они растащили практически всю водку, чего Джеб простить не мог.
-Отказ посадочных огней, иду по приборам!
Посадочный модуль снизил скорость до 6 м/с. Радарная высота 50... 40... 30... 20... 10... И когда показатель радарной высоты почти дошел до 0, кербонавты почувствовали вместо легкого касания сильный толчок, который вышвырнул бы их через иллюминатор, не будь пристегнуты ремни. Посадочный модуль от толчка подскочил и стал быстро переворачиваться, гиродины зажжужали, пытаясь стабилизировать корабль. Джеб, быстро сообразив, перешел на ручное управление и, включив двигатели системы ориентации, остановил вращение корабля в середине разворота. Второй удар, не менее сильный, пробил топливные баки первой ступени и, подкинув корабль на несколько меньшую высоту, вновь чуть не выбросил кербонавтов из кресел. Затем последовал еще один толчок, и корабль покатился с приличной скоростью по склону кратера кабиной вперед. Джеба постоянно трясло и подбрасывало в кресле, автопилот не прекращал пищать, проводя самодиагностику:
...Топливные баки первой ступени - отказ. Снижение давления в системе топливопровода...
...Антенна дальней связи - отказ...
...Разгерметизация кабины...
С пронзительным свистом воздух стал уходить через разбитый иллюминатор в безвоздушное пространство. Давление внутри кабины стремительно падало, а внутреннее давление стало увеличивать объем скафандра.
...Критическое снижение давления в кабине...
И тут Джеб ощутил последний, но не самый слабый (выражаясь английским языком, last but not least) толчок, который едва не сломал кербонавту шею. В конце концов, корабль остановился, свист уходящего воздуха сменился полной тишиной. Сначала даже не верилось, что это наконец-то закончилась.
-Ты как там, цел? - спросил Джеб после долгой паузы.
-Да цел я, вроде не сломал ничего. Цел ли корабль?..
Джеб отстегнулся, взял ранец и вылез через разбитый иллюминатор. Билл тем временем стал пытаться оживить компьютер. Первоначально попытки включить его были безуспешными, пока Билл не взял отвертку в руки и не обнаружил, что от жесткой посадки логические модули отсоединились от платы. После того как все логические модули были поставлены на место, компьютер включился и по экрану побежали строки диагностики:
...Переход на резервный источник питания...
...Главный двигатель - в рабочем состоянии...
...Топливные баки первой ступени - отказ...
...Топливные баки второй ступени - в рабочем состоянии...
...Солнечные панели блока 1 - отказ...
...Солнечные панели блока 2 - отказ...
...Солнечные панели блока 3 - уровень освещенности 0%...
...Антенна связи - отказ...
...Система жизнеобеспечения - критически низкое давление в кабине...
-Мда, без посадочных огней не было видно, что мы идем на ооочень крутой склон кратера... Ну, как дела? - сказал Джеб, вернувшись в кабину.
-Очень плохо! Связи нет, большая часть солнечных панелей повреждена, батареи протянут 2 часа, осталась половина топлива.
-Хватит ли оставшегося топлива для взлета?
-Нет. Да и перевернуть корабль вряд ли получится.
-Сколько у нас есть времени?
-Немного, система жизнеобеспечения уцелела, но кабина-то разгерметизирована. Фильтров углекислоты хватит на сутки. (Кто не знает: кербинские сутки - 6 часов.)
-И какие у нас есть варианты? Нам нужно использовать все, что у нас есть, весь мусор, который есть на этой ****ой Муне...
-Мусор?.. Мусор... Отличная идея, Джеб!... - воскликнул Билл и незамедлительно полез в один из ящиков.
После полминуты перебирания того барахла, что находилось в ящике, Билл воскликнул: "Ага! Нашел!" и вытащил огромную бумажную карту Муны, развернул ее и ткнул пальцем:
-Мы здесь. Смотри сюда: видишь эту точку? Это место посадки Луны-13. Примерно 4 километра от нас.
-То есть ты предлагаешь...
-Именно! Связаться с ЦУПом с помощью антенны Луны-13... Долетим на ранцах быстро, главное - угадать с направлением движения в этой кромешной тьме.
Кербонавты незамедлительно стали собираться в путь: медлить нельзя, когда каждый миллиграмм кислорода на счету. Билл еще немного покопался в ящиках, взял свои инструменты, в том числе незаменимый скотч, и карту, надел реактивный ранец и включил фонарик на шлеме.
-Джеб, ты там долго еще?!
-Сейчас, сейчас, только возьму водку...
-Как ты собираешься ее пить в скафандре?
-Ну не пропадать же добру!..
Когда все необходимое было собрано, оба кербонавта молча вышли из разбитого посадочного модуля. Ночная Муна была величественно тихой, неудивительно для небесного тела без атмосферы; над головой раскинулся бескрайний космос, но мысли и взоры обоих были устремлены на крохотный по космическим меркам сине-зеленый шар, который называют домом...