Начало читать
здесь.
I
...Это было 4 километра. 4 километра по мертвым, безжизненным пустошам негостеприимной Муны. Вокруг стояла вакуумно-мертвая тишина - слышно было каждый удар сердца, каждый вдох и каждый выдох, очень громко и отчетливо слышны были даже собственные мысли, что было вообще невозможным там, дома, где множество звуков: ветер, шелест листьев, звуки животных, говор кербалов, шум города наполняли воздух вокруг. Тишина медленно сводит с ума, и хотелось снова вернуться домой, услышать миллион звуков, сливающихся в единый пульс жизни и природы.
-Пять минут, полет нормальный! - решил нарушить тишину Джеб.
-Кому ты это говоришь? Связи то нет. - ответил Билл.
-Привычка такая.
-Понятно. Кстати, мы уже подлетаем, я чую!
-Чем? Шестым чувством?
-Нет, пятой точкой!
Солнце начало медленно выходить из-за гряды мунных гор, первые лучи ударили в солнцезащитный фильтр гермошлема. Наступил мунный восход, ландшафт снизу стал более-менее различим, как следствие, навигация сильно упростилась. Кербонавты обнаружили, что они подлетают к небольшому кратеру, метров 300 в диаметре, оставленным небольшим астероидом неизвестно сколько лет назад - на Муне то нет эрозии, и определить, сколько лет кратеру по степени его разрушения практически невозможно. "Мда, Муна не изменяется, пока на нее не упадет очередной астероид. Ну или какой-нибудь посадочный модуль. Интересно, сколько он еще там пролежит?" - думал Джеб, как вдруг мелькнула серебристая точка почти в середине кратера. - "Может, показалось?" Точка мелькнула еще раз.
-Ты тоже видишь эту точку? Не переутомился ли я?
-Да нет! Это Луна-13! - вскрикнул Билл. - Моя навигация нас не подвела!
Луна-13... После этих слов сердце начало биться быстрее в радостном волнении, частота пульса подскочила: вот и наш шанс вернуться домой! Муна стала почему то казаться такой далекой, уже чувствовалось, что ты уже дома, а Миссия 17 - история далекого прошлого, которая превратилась в анекдот, который будешь вспоминать и смеяться... Джеб с трудом откинул эти мысли, что бы сконцентроваться на действительно важном - выживании.
Точка превратилась в посадочный зонд, кербонавты стали незамедлительно садиться, снижая скорость и радарную высоту. Радарная высота 20... 10... 5... Ноги коснулись мунного грунта, поднялась мунная пыль, которая стала медленно оседать. Наконец кербонавты снова ощутили почву под ногами; до зонда оставалось 25 метров. Билл, не желая терять ни секунды, побежал прыжками, как кенгуру, удивительно быстро в неудобном мунном скафандре.
-Джеб, не оставай!
-Сейчас! - крикнул Джеб и, намереваясь добраться до зонда первым, совершил большой прыжок, благо гравитация низка и атмосферы нет. Но силы не рассчитал, промахнулся метра на три и упал на спину рядом с Луной-13. Подняться самому в неудобном скафандре из такого положения было невозможно, ибо сложно было даже держать равновесие при ходьбе по Муне.
-Ну что, допрыгался?
-Очень смешно.
Билл, немного посмеиваясь, подошел к товарищу, попавшему в такое неловкое положение, и помог перевернуться лицом вниз, а потом и встать, подтолкнув вверх Джеба, который весил в 6 раз меньше обычного. Скафандр был очень сильно испачкан реголитом и стал грязно-серым.
-Спасибо! Я уж думал, мне придется самому вставать...
Пока Джеб пытался почистить свой скафандр от мунной пыли, Билл стал осматривать Луну-13. Зонд был довольно старым с виду и был слегка покрыт реголитом, по-видимому, подброшенным во время посадки, а потом осевшим. Круглый блок автопилота, контейнер научного оборудования, пара солнечных батарей, несколько помятые посадочные опоры и, самое важное, коммунотрон-16. Билл смахнул слой реголита с модуля автопилота и увидел надпись, выведенную через трафарет: "Луна, 13, 21121966".
-Давай-ка посмотрим, что тут у тебя...
Билл достал отвертку и стал копаться во внутренностях зонда. Там было много разноцветных проводов, большая печатная плата, модули памяти и здоровенный процессор (ламповый!), а также небольшая панель управления, которую использовали для тестов компьютера на Кербине. Так, так... Как там было в инструкции? Глагол, 3, 7, ввод, 0, 1, ввод. Загорелся зеленым индикатор активности - компьютер вышел из режима бездействия. "Отлично! Еще работает!" - обрадовался Билл. - "Так, как послать тестовое сообщение?.. Ага!" Глагол, 5, 0, существительное, 0, 9, ввод. Включился индикатор активности связи.
-Джеб, все работает, я послал весточку ЦУПу! Остается лишь подождать несколько часов...
-Отлично! Теперь улыбаемся, машем, ждем спасения.
-Будем надеяться, что они успеют...
Джеб стал как-то по-мертвому спокоен, его вечная маниакальная улыбка сошла с лица. Раньше даже в самых безвыходных ситуациях он мог что-то сделать, например, выполнять маневры, совершить аварийную посадку, задействовать резервные системы, на худой конец, катапультироваться. Теперь Джеб не мог сделать ничего, абсолютно ничего, остается надеятся только на других, на тех, кто сейчас так далеко... На руководство, на ЦУП, на не менее безумного, чем сам Джеб, Вернера фон Кермана, на Валентину... На тех, у кого есть пища, чтобы есть, воздух, чтобы дышать, время, чтобы думать. "А что есть у меня? - подумал Джеб. - Несколько часов времени, водка, которую я не могу выпить, полные карманы мунной пыли..."
-Давай, ну что же ты не катишься? Я бы катился гораздо дальше! - говорил Билл, пиная камень размером в футбольный мяч.
-Что ты делаешь?
-Да пытаюсь играть в futball. Надо же как то скоротать время!
-Ладно, давай пас. Да осторожней!.. Ух ты... Ударить этот "мяч" легко, а вот вести невозможно, так как он не катится!
-Скорее всего, не хватает 5/6 гравитации. Кстати, помнишь, как в ЦУП постоянно звонили из театра балета?
-Да, помню. Но как-то не горю желанием танцевать мунный балет...
Ход времени ощущался очень остро: оставалось лишь несколько часов ожидания того, что тебя спасут... Или не спасут... Яркое солнце очень медленно, так как мунные сутки - более чем 6 кербинских, поднималось над горизонтом, освещая мунную поверхность и двух кербонавтов, один из которых высоко подпрыгивал на правой ноге, вытянув и согнув при этом левую, исполняя какой-то танец...
II
Дверь резко распахнулась, и в кабинет, в котором проходило срочное совещание, стремительно влетел взволнованный лысый кербал, перед всеми извинился за опоздание и сел на единственное незанятое место.
-Наконец-то, Джин Керман, мы только тебя и ждали. - начал совещание руководитель программы. - Итак, приступим. Вальт, должна ли быть пресса в курсе произошедшего?
-Босс, это определенно повредит нашей репутации и понизит наш рейтинг. Мы сейчас опережаем конкурентов, ближайший из которых - НАСА (кто не помнит - Независимая Ассоциация Строителей ракет и Астрономов), однако наши позиции на рынке могут сильно пошатнуться. Но в то же время пресса хочет действия, опасности, сенсации, и мы сможем, в случае удачного разрешения проблемы, увеличить отрыв от конкурентов и оставить их далеко позади.
-В таком случае, следует сообщить прессе, только если у нас есть стопроцентный план спасения... Да и живы ли еще кербонавты? Джин Керман, есть ли какие-нибудь новые данные из ЦУПа?
Джин Керман, начальник ЦУПа, привстал и, немного заикаясь от волнения, начал говорить:
-Всем нам известно, что Миссия 17 под угрозой: потеряна связь с посадочным модулем... 0° 42' 6'' с.ш. 22° 44' 45'' в.д., северо-западный кратер Муны...
-Да, мы это уже знаем. - прервал доктор фон Керман. - Не могли бы вы поделиться какой-либо новой информацией, которой мы еще не обладаем?
-Недавно мы получили короткую тестовую радиопередачу от Луны-13... От зонда, который несколько лет назад закончил свою миссию и отключился.
-Это в корне меняет дело! - воскликнул док. - Не могла же Луна-13 сама включиться - кербонавты еще живы!
-Да, пока что они живы. - сказал главный. - Но по инструкции, пока система жизнеобеспечения еще работает, они должны были оставаться в модуле. Раз Джеб и Билл вышли, у нас остается... Сколько времени прошло со момента крушения?
-31 минута 15 секунд... 14 секунд...
-Итак, пять часов 29 минут, чтобы спасти кербонавтов. Гас Керман, сколько времени уйдет на подготовку пуска?
-При самом лучшем раскладе, часа три... если запускать... ракету, которая уже собрана... - ответил сильно пьяный главный техник космодрома и заснул, уткнувшись лицом в стол.
-Кто нибудь, вынесите его отсюда. Мортимер, не забудь вычесть ему из зарплаты!
-Босс, мы ему и так денег не платим, вычитать не из чего. - ответил Мортимер Керман, главный финансист. - И поэтому мы обязаны спасти кербонавтов, так как в противном случае у нас не с кого будет спросить за разбитый посадочный модуль... и придется выплачивать страховку.
Пока Гаса провожали в протрезвитель, все немного позабыли о Миссии 17 и о спасательной операции и отвлеклись. Как только дверь захлопнулась, босс снова привлек внимание к действительно важной проблеме, которая требовала незамедлительного решения.
-Итак, нам нужно часа три, чтобы подготовить ракету к запуску, и около дня, чтобы долететь до Муны. То есть, нам не добраться вовремя при запуске с Кербина. Есть ли в кого-нибудь любые идеи, как вытащить кербонавтов с Муны?
-Сделать то же, до чего додумались Джеб и Билл - использовать мусор! Тот, что уже находится на орбите Муны! - воскликнул фон Керман.
-А сейчас поподробнее, док.
-Ни для кого не секрет, что на низких мунных орбитах находится большое количество космического мусора. Спутников, отработавших ступеней ракет и так далее. Возможно, там есть и то, что сможет сесть, подобрать Джеба и Билла и взлететь! Хотя, кхе-кхе, понадобится немного магии и пара золотых рук...
-Алло, Бобак, мне срочно нужны данные из ЦУПа! Необходимо найти мусор с посадочными ногами, двигателями, автопилотом... На мунной орбите! Да, это срочно! - босс повесил трубку и продолжил разговор. - То есть, еще нам надо задействовать Боба, который сейчас находится в командном модуле на низкой орбите, чтобы провести манипуляции с мусором.
-Именно! И не надо запускать никакой ракеты!
Главный финансист поблагодарил судьбу и вздохнул с облегчением: никаких дополнительных расходов по отправке спасательной миссии. Странно, ведь Вернер фон Керман всегда страдал гигантоманией, еще со времен, когда он был генеральным конструктором в НАСА. Гигантомания (и маниакальное безумство) стала причиной увольнения.
Под руководством фон Кермана разрабатывались новые трехступенчатые носители сверхтяжелого класса "Джул-5" для посадки на Муну корабля массой в 21 тонну. На эти ракеты должны были устанавливаться новейшие суперэффективные двигатели "Вектор", но пока "Векторы" находились в разработке, конкурент НАСА вывел на околомунную орбиту "Союз". Это был первый пилотируемый облет Муны, который заставил отказаться от проекта сверхтяжелых носителя и корабля и вывести корабль ракетой поскромнее. Фон Керман не перенес этого удара и написал заявление об увольнении. Правда, отказ от "Джула-5", а также череда трагедий в Федеральном Аэрокосмическом Управлении позволили-таки высадиться на Муну первыми на корабле "Пополом", но это было уже без Вернера. У Федерального Космического Управления умер главный конструктор, Сергей Керманов, под чьим началом был разработан легендарные "Спутник" и Р-7, и кресло главного конструктора там пустовало. Но свято место пусто не бывает.
В кабинет вошел курьер с распечаткой из ЦУПа и вручил ее боссу. Тот внимательно просмотрел ее, задумчиво помолчал полминуты, барабаня пальцами по столу.
-Итак, есть мусор, частично подходящий под критерии... Можно использовать верхние ступени отработавших посадочных модулей, но топливо на исходе. Хотя можно дозаправить от орбитального модуля... Масса большая и посадочных опор нет - вряд ли сядет на поверхность, и еще менее вероятно что взлетит.
-Отсутствие посадочных опор не считаю критичным. - сказал фон Керман. - В посадке на двигатель нет ничего невозможного, просто понижается максимальная безопасная скорость посадки и усложняется управление. А от излишней массы необходимо избавиться. Выкинуть все лишнее из кабины.
-Интересная идея. Ну что ж, теперь у нас есть план! - главный обратился к начальнику ЦУПа. - Джин, возвращайся в ЦУП, звони Бобу! Для него есть работа...
Боб, пролетая недалеко от северо-восточного кратера на очередном витке, должен был уже крепко спать. Рабочий день кербонавта закончился, вся запланированная научная работа была выполнена, и хотя по плану сон должен был продолжаться еще 2 часа, как только ЦУП собрался срочно будить, Боб дал знать о себе, громко и энергично запев:
-Только... рюмка водки на столе! Ветер плачет за окном! Тихой болью...
-Боб! Что ты там поешь?! - сказал голос из динамика. - Мы тут для тебя работу нашли.
-Какую работу? Я всю работу на сегодня уже выполнил...
-Будешь помогать товарищам на Муне. Мы тут разработали план по их спасению...
Боб нырнул к креслу, сел в него и пристегнулся. "Ни отдохнуть, ни поесть не дают." - возмутился кербонавт, отложив пакет супа, который, правда, собирался съесть не по расписанию. Если бы Билл был здесь и узнал, откуда этот пакет, то немедленно бы оторвал Бобу обе руки.
-Ладно, я готов. Как собираемся спасать?
-Состыковаться в посадочным модулем Миссии 14, он к тебе самый близкий.
-Но у него же топливо все израсходовано. Посадочных опор также нет.
-Мы все рассчитали, нужно лишь подзаправить частью своего топлива и включить автопилот модуля.
-Понял, диктуйте параметры...
III
Относительная скорость - 23.6 метров в секунду, дистанция - тысяча двести метров... Командный модуль медленно приближался к своей цели, к тому, что, по расчетам ЦУПа, должно было спасти застрявших на Муне. Автопилот немного промахнулся, и Боб, увидев, что вектор движения смещается относительно маркера цели, односекундным включением маршевого двигателя скорректировал курс корабля. Дистанция шестьсот метров... Выглянув в иллюминатор, Боб заметил небольшую светлую точку, которая постепенно увеличивалась, пока не превратилась в посадочный модуль, точнее его взлетную ступень.
-Дистанция 200 метров, приготовиться к торможению!
Двигатели системы ориентации были включены на торможение, и к тому моменту, когда дистанция составляла 50 метров, скорость сближения уже была не более 2 метров в секунду. Боб снова выглянул в иллюминатор, пытаясь осмотреть посадочный модуль. К счастью, модуль был повернут стыковочным агрегатом в правильную сторону, ну почти в правильную, поэтому обходных маневров совершать не требовалось. 20 метров... 10... 5... Боб двигателями ориентации немного скорректировал курс, который немного увело в сторону. Скорость один метр в секунду... Боб почувствовал слабенький толчок, означавший, что корабль достиг своей цели.
-Состыковка прошла успешно! Приготовиться к выходу в открытый космос!
-Есть приготовиться к выходу!
Надев скафандр, Боб открыл выходной люк кабины и схватился за поручни на внешней обшивке корабля. Из открытого люка неожиданно выплыл фломастер, который Боб тщетно пытался вернуть обратно. В невесомости фломастер никак не удавалось схватить, вместо этого лишь отталкивая, и вскоре он стал спутником Муны.
-Что ты там делаешь? Двигайся к мунному модулю!
-ЦУП, у меня проблема. Я потерял фломастер.
-Знаешь, шутки сейчас неуместны.
-Ладно, ладно. - Боб отпустил поручни и, включив реактивный ранец, проделал путь к пристыкованной взлетной ступени посадочного модуля. - Так, я на месте. Что дальше?
-Видишь небольшой черный люк?
-Вижу.
-Открывай его и выкидывай все содержимое.
Боб открыл крышку-дверь, закрывающую модуль научных приборов посадочного модуля. Так, что тут у нас? Пленка для камер и контейнер с неизвестной жижей уже извлечены, их забрал с собой экипаж Миссии 14, есть масс-спектрометр, гравиметр, сейсмограф, барометр и прибор для измерения тепловых потоков в окружающем пространстве (ПИТПОП), в простонародье называемый "градусником". Кербонавт стал поочередно вынимать научные приборы и выкидывать их в открытый космос, чтобы они составили компанию фломастеру. С здоровым масс-спектрометром пришлось несколько повозиться.
-Так, все сделал.
-Теперь проверь, функционирует ли посадочный модуль.
Боб, держась за поручни, проделал путь к входному люку, аккуратно открыл его и нырнул внутрь разгерметизированной кабины. Бортовой компьютер, к счастью, оказался полностью исправным, и после включения стал выдавать строки самодиагностики.
...Система жизнеобеспечения - критически низкое давление в кабине...
...Система терморегуляции - ошибка...
...Маршевый двигатель - в рабочем состоянии...
...Топливные баки первой ступени - отделены...
...Топливные баки второй ступени - уровень топлива 5%...
...Солнечные батареи один, два, три и четыре - в рабочем состоянии...
...Антенна связи - в рабочем состоянии...
-ЦУП, системы терморегуляции и жизнеобеспечения отказали, все остальное работает.
-Хорошо. По расчетам, даже при полной дозаправке масса мунного модуля избыточна для посадки и взлета. Необходимо облегчить его.
-Как? Система жизнеобеспечения?
-Именно. Все равно она не нужна...
...Джеб сидел на небольшом валуне, задумчиво глядя вниз, в мунный грунт. Разные мысли приходили в голову, но никак не хотелось верить в то, что все может закончиться здесь. На Муне. Казалось, что пески времени поглотили следы, что оставил всеми забытый и никому не известный кербонавт. Он отбросил эти мысли и, опустившись на колени, стал пальцем писать в мунной пыли: "Здесь был Джеб"; это короткое предложение должно было спасти имя кербонавта от вечного забвения. Затем немного подумал, стер написанное и переписал: "Здесь кербовечество завершило свое первое исследование Муны, 19121972. Экипаж Миссии 17: Джеб Керман, Билл Керман, Боб Керман." Закончив эту мемориальную запись, Джеб с чувством выполненного долга вздохнул и, подняв голову, окинул взглядом окружающее пространство. Серп планеты висел над мунной равниной, которая на фоне бесконечно черного космоса казалась почти снежно-белой. И вдруг из-за мунных гор показалась небольшая точка, стремительно приближавшаяся каждую секунду.
-Билл, ты тоже видишь это?
-Да, вижу... - Через несколько секунд точка выросла в небольшой корабль, который быстро и под невероятным углом приближался. - Он идет прямо на нас, прячемся!
Джеб и Билл быстро, удивительно быстро в неудобных скафандрах, пробежали несколько десятков метров и укрылись за здоровенным валуном, наблюдая, что же произойдет дальше. Вскоре корабль, включив двигатель, выбросил струю пламени и метрах в тридцати сел, подбросив фонтан мунной пыли. Кербонавты, не скрывая любопытства, вышли из укрытия и устремились к месту посадки.
-Так, я не понял, это что? - Билл не скрывал недоумения, увидев сильно урезанный мунный модуль. Посадочных опор не было, как и первой ступени, LV-909 был помят от жестковатой посадки, с кабиной вообще происходило что-то странное.
-А что? Это наш кабриолет-спасатель.
-Невероятно, что это село. Еще невероятней, что это взлетит.
-Выбора у нас все равно нет... Ладно, сойдет и это!
Лестницы не было, и Джеб, для того чтобы добраться до люка, высоко подпрыгнул, ухватился за поручни. Войдя внутрь, кербонавт обнаружил, что кабина "кабриолета" изнутри выглядела как номер в ноль-звездочном отеле: голые стены и два кресла. Система жизнеобеспечения не функционировала (как выяснилось позже, вообще отсутствовала), иллюминатор был разбит, пищи, разумеется, тоже не было, да и как ее есть в разгерметизованном модуле? Была лишь пара резервных баллонов топлива для скафандра. Джеб сел в кресло, пристегнулся и переключил тумблер А-Р, переводящий корабль в ручной режим. Вскоре в кабину вошел Билл, сел во второе кресло и пристегнулся.
-ЦУП, вы меня слышите, прием! Как у вас погода?
-Да, мы все слышим. Погода немного ветреная, но летная.
-Ладно, кроме шуток, сколько у нас осталось времени?
-Кассеты с гидроксидом лития протянут еще два с половиной часа.
Получив команду из ЦУПа, Джеб передвинул ручку тяги до упора вперед. Маршевый двигатель включился на полную мощность и стал разгонять сильно облегченный мунный модуль с ускорением в 5g. Джеба вдавило в кресло до потемнения в глазах, скорость на приборной панели непрерывно росла. LV девятьсот девятый отработал несколько десятков секунд, наступила невесомость; по приборам, корабль вышел на начальную орбиту 30 на 8 километров. Как только из ЦУПа сообщили, что Боб успешно провел маневр по изменению плоскости орбиты командного модуля, уменьшив наклонение орбит до нуля, Джеб перешел в режим навигации и попытался спланировать маневр сближения.
-ЦУП, у нас проблема. - сказал Джеб. - Загорелось предупреждение о том, что топлива для маневра недостаточно.
-Попытайся выключить и включить переключатель системы измерения количества топлива.
-Хорошо, попробую... Это не помогает.
-И что нам теперь, толкать мунный модуль?.. - недоумевал Билл.
-А почему бы и нет?
Через 15 минут 41 секунду на полную тягу вновь включился маршевый двигатель посадочного модуля, с новой силой вдавив в кресло. Но перегрузки быстро прекратились, вернулась невесомость - уже через пару секунд топливо закончилось и двигатель заглох. Джеб посмотрел на приборы: необходимо было дополнительное приращение скорости на двадцать пять метров в секунду. Ну что же, выбора нет, придется лезть на обшивку и толкать корабль двигателями реактивного ранца...
Эпилог
Прошло два часа... Боб выглянул в иллюминатор командного модуля и увидел, как посадочный модуль медленно приближался, поднимаясь с поверхности Муны. Когда расстояние между кораблями уменьшилось до 100 метров, Джеб и Билл, забрав последние баллоны монотоплива, один за другим вышли в открытый космос и, покинув посадочный модуль, на реактивных ранцах полетели к командному... Мунный модуль пролетел мимо, а кербонавты вскоре достигли своей цели, схватились за поручни на внешней обшивке, открыли люк и вошли внутрь. Боб передал товарищам пылесос, дабы очистить скафандры от мунной пыли. Пропылесосив скафандр и сняв шлем, Джеб, внезапно вспомнив, достал две бутылки водки, которую он таскал еще с момента жесткой посадки. Радости не было конца. Это закончилось!.. Мы вернулись!.. Оставалось лишь малое - вернуться домой, на Кербин. И через пару часов маршевый двигатель орбитального модуля включился, отработал полминуты, и корабль лег на траекторию возвращения...
...Через несколько часов подрыв пироболтов отстрелил капсулу, которая стала входить в плотную атмосферу со скоростью более трех километров в секунду. Перед капсулой стал стремительно нагреваться воздух; вскоре за кораблем образовался длинный красный хвост, и с поверхности Кербина это напоминало большую красную комету, видную даже днем. Джеб стал ощущать возрастающий вес собственного тела. Температура газа превысила 2000 К, и лишь абляционное покрытие, красные искры которого были видны из иллюминатора, спасало капсулу от сгорания в атмосфере. Все увеличивались перегрузки, ибо атмосфера становилась все плотнее и плотнее... Через секунд двадцать горячий хвост сменился гудящим ветром, термощит выполнил свою задачу. Еще через несколько секунд раздался громкий хлопок, капсулу резко качнуло: раскрылся огромный парашют...
Вдруг что-то зашипело под дном, капсула стала мерно раскачиваться, что чуть не вызвало тошноту у Боба... Место посадки было в пяти километрах от поисково-спасательного корабля, военного авианосца, лишь через полчаса кербонавтов доставили на борт, где их уже ждал торт возвращения...
Новость отредактировал: Пряморукий пилот - 30 окт 2016 в 17:07
Причина: Орфографические ошибки