Для выполнения "задания" у вас НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ УСТАНОВЛЕНО: реал солар систем, деадли реентри, Б9, FAR -- все эти моды очень сильно меняют стоковую аэродинамику и характеристики двигателей и с ними вывод спейспланов на орбиту ОЧЕНЬ ЗАТРУДНЕН.Так как статья рассчитана в основном на новичков, полет четко разбит на фазы (продвинтуые кадры могут например совмещать окончательный разгон и набор вертикальной скорости), а также в статье будет множество описаний простейших действий и напоминаний о том какую кнопку для чего нажать. Да и к стати, в тексте опять используется мое любимое слово с ашыпкой:
ОПОРАТ. :-)
Для более легкого "прохождения" полезно иметь моды:
Trajectories,
PreciseNode и
MechJeb2. Моды не обязательны но с ними удобней, да и жаба не критична но полезна вы увидите что она дает море полезнейшей информации на которую удобно ориентироваться во время полета, да и некоторые простые операции с ней легко и просто автоматизировать -- в конце то концов мы же капитаны КОСМИЧЕСКОГО КОРАБЛЯ, а не на плоту по луже на задах района катаемся! :-)
Если первые два мода в настройках не нуждаются, то с мехджебом все немного сложнее у меня вы увидите кучу окошек выдающих разнообразную информацию о полете и крафте. Все это можно настроить самостоятельно или открыть окна уже настроенные в мехджебе. Стандартные окна мехджеба вызываются ярлыком у правой верхней части экрана, кастомные окна делаются через
custom window editor вызванный оттуда же. Сейчас об этом я подробно рассказывать не буду это тема для отдельной и достаточно большой статьи.
Вам для лабы будет достаточно выведя крафт на взлетку из меню мехджеба открыть 2 окна: surface info -- там будет вертикальная скорость крафта и orbital info там будет апогей (apoapsis) 2 характеристики важные при выходе на орбиту.Собственно спейсплан/космолет оно же леталка. :-)
Опорат не претендует на минимализм и призы за красоту, но вполне соответсвует заданию, 3 интейка дают вполне достаточную мощность и высоту работы двигателя, небольшой вес позволяет быстрый набор высоты, углы наклона крыльев и оперения дают хорошую устойчивость на курсе и неплохую управляемость во время полета на всех высотах и скоростях. ©На правах рекламы :-)))
ТТХ:
Детали: 27 -- 28
Пилот: 1
Дельта на орбите: порядка 1900 м/с
Скорость отрыва: 80 м/с
Полная масса: 4,7 т
Топливо: 3,6 т
Сухая масса: 3,7
Управление:
1 -- включить/отключить ВРД и интейки
2 -- включить/отключить ЖРД (2 кнопки)
3 -- выпустить парашюты
Ну теперь собственно прослушав рекламные словоблудия займемся делом -- взлетим! :-)
Часть первая: загрузка крафта и взлет.
Сначала качаем модель самолета:
С мехджебом:
Orbiter-TRAIN-01.craft
БЕЗ мехджеба:
Orbiter-TRAIN-01_noMJB.craft
Файл нужно поместить в папку \Ships\SPH в директории с вашими сохранениями.
У меня например игра лежит на диске C и путь получается вот такой:
C:\KSP_win\saves\A6pakaga6p\Ships\SPH
Грузим файл, записываем его в игру, запускаемся, идем в ангар грузим крафт, теперь можно выбрать пилота хотя если его не выбирать по умолчанию пилотом будет Джеб если он жив или не участвует в другом проекте.
Пилота желательно с хотя бы с первым уровнем скилла, так как отдельных модулей сас и на самолете не установлено (только тот что в кабине) и управляющих модулей тоже нет. Жмем на иконку запуска и попадаем на полосу. :-)))
Врубаем САС (Т), даем полный газ (Z), и жмем пробел врубая первую ступень...
При скорости примерно 80 м/с самолет сам оторвется от полосы и начнет набирать высоту и скорость. :-)
Ждем набора 100+ м/с и задираем нос на 60-70 градусов, для быстрого набора высоты.
Сохраняемся! Если кто не в курсе быстрое сохранение F5 быстрая загрузка по длительному нажатию F9
Ждем пока самолет наберет 20 км высоты и опускаем нос в горизонталь.
Часть вторая: выравнивание и разгон.
Так как при наборе высоты мы набрали очень большую вертикальную скорость (порядка 450+ м/с) то и апогей в этот момент у нас будет на уровне 30 -- 33 км. Опускаем нос в горизонт и стараемся выровнять полет на высоте 33 километра где и будем разгоняться.
В этом деле нам очень хорошо поможет мехджеб показывая через окно surface info вертикальную скорость опората. :-) На этом снимке как видите высота уже 32800 но скорость набора высоты слишком велика (у меня ее видно в нижнем левом окне информации в самом низу окна) почти 80 м/с, поэтому опускаем нос в низ и соответственно убавляем скорость подъема.
Ну вот выравнивание закончено высота 32500, скорость набора высоты 5 м/с (нормальное значение +30 +50 м/с) теперь начинаем разгон, нам надо набрать скорость 2350+ м/с, при наборе скорости смотрим за вертикалкой и не даем ей подниматься выше 50 м/с (при наборе 1900+ м/с она начнет довольно шустро расти так что не зеваем!) Тем у кого нет мехджеба надо просто держать высоту 33-35 км.
При наборе орбитальной скорости у нас камера переключится на орбитальный режим (повернется) и нам пора будет заняться следующим пунктом нашей программы: выходом на суборбитальную траекторию. :-)
Не забываем сохраниться! :-)
Часть третья: выход на суборбитальную траекторию.
Чтож, скорость мы набрали, но мы все еще находимся глубоко в
жо атмосфере! в принципе можно продолжить разгоняться уже не ограничивая вертикальную скорость и поднять апогей на 120-130 км после чего с потерями на сопротивлении атмосферы выйти на орбиту высотой порядка 90 км, или если разгоняться еще сильнее и в принципе выйти на орбиты 150-200+ км, но на мой взгляд в таком варианте слишком высоки потери на сопротивление. Так что мы наберем вертикальную скорость для быстрого выхода из атмосферы и у нас получатся меньшие потери на трение об воздух.
Как только камера покажет нам что мы
набрали орбитальную скорость, сразу же (ну после сохранения) начинаем задирать нос самолета (на 45 - 50 градусов) для увеличения вертикальной скорости, нам нужно набрать порядка 120+ м/с вертикальной скорости, этого будет достаточно для быстрого выхода из атмосферы, но у нас еще и хватит времени чтобы поднять апогей на нужную нам высоту и чуть разогнаться скомпенсировав потери горизонтальной скорости при наборе вертикальной. %-) Без мехджеба газуйте пока двигатель не отключится в первый раз, убавляйте тягу и выравнивайтесь.
Задирая нос и набирая вертикальную скорость мы потеряем горизонтальную и камера снова переключится в режим обычного полета.
Набираем 120+ вертикальной скорости и опускаем нос горизонтально. В этот момент у вас может заглохнуть двигатель, так как ему не хватит воздуха для нормальной работы на полной мощности. Это вполне нормально, просто убавляем тягу двигателя (кнопка CTRL) примерно на 25-30 % и он заведется снова.
Набрав 120+ м/с вертикальной скорости, опускаем нос и продолжаем разгоняться, убавляя тягу когда двигун глохнет, пока апогей не поднимется до высоты 110 км или чуть выше. После чего вырубаем тягу двигателя (X). Отключаем ВРД и интейки (кнопка 1) и включаем ЖРД (жмем пробел).
Без мехджеба апогей можно посмотреть через режим карты (кнопка М) чтоб видеть навболл и управлять самолетом из этого режима разверните его нажав на стрелочку в середине нижней части экрана.
СОХРАНЯЕМСЯ. Часть четвертая: скругление орбиты.
С мехджебом это будет просто: жмем на закладку мехджеба справа сверху, открываем меню
maneuver planner жмем в нем на верхнюю кнопку-- выбираем действие:
circularize (скругление). Действие (маневр) уже будет настроено -- в вкладке shedule to burn стоит
at the next apostasis (когда выполнять -- в следующий апогей). Ждем выхода из атмосферы (высоты 70+ км) и нажимаем
Execute next node. Наслаждаемся, автопилот в верхней точке траектории отработает движками и мы получим ровненькую орбиту как заказывали. Ждать выхода из атмосферы надо для того чтоб автопилот выполнял маневры уже вне атмосферы -- если вы нажмете раньше он развернет самолет на вектор маневра и возросшее сопротивление воздуха затормозит нас и соответственно убавится высота апогея, ну и тогда маневр будет выполнен с ошибкой что нам совсем не нужно.
Без мехджеба дело будет чуть труднее но все же
достаточно легко, так как у нас очень пологая траектория и до апогея еще 5-7 минут полета. Перейдем в режим траекторий/карты (кнопка М), ткнем мышью в нашу орбиту в то место где стоит метка с надписью АР жмем
add maneuver и в появившемся окошке Precise Node прибавляем значение
prograde, пока траектория не станет более менее круглой (метка PE должна быть на высоте больше 70 км!!). Кнопочки increment выше меняют значение на сколько можно менять значение на 0,1, 1, 10 или 100 единиц, меняем кликая на кнопку +/- левый клик прибавляет значение правый убавляет. Ну или если у вас нет прециз нода можно просто мышью таскать прогрейдный вектор на точке маневра.
Ладно вот скрин: смотрим справа возле навболла видно
76,7 m/s это нужная нам для орбиты скорость,
est burn -- время прожига на полной тяге двигателей и
node in T -- время до маневра. По нормальному выполняем маневр из режима траекторий/карты: ждем когда время до маневра не будет равно ПОЛОВИНЕ времени прожига и газуем на полную (Z), когда полоса будет приближаться к нулю убавляем тягу и смотрим как синяя реальная траектория приближается к пунктирной расчетной, при их слиянии жмем
Х останавливая движки.
Все, мы на орбите. Поздравляю. Не забудьте сохраниться!
Так как инструкция по посадке возможно будет на следующей лабораторке (сюда не влезает из-за ограничения на количество загружаемых файлов) то у вас будет возможность по тренироваться в посадке самостоятельно и этот сейв вам может очень сильно пригодиться. :-) Удачи.
Новость отредактировал: Slv - 20 апр 2015 в 16:39
Причина: апогей :-)