Только ленивый не слепил себе из новых крыльев уютненький Шаттл, вот только способ выведения у него в лучшем случае, как у системы "Энергия-Буран" (Мой первый экземпляр был как раз такой) или хуже того порно из двух РН. Сразу скажу, что это не реплика. Так как у настоящего Спейс Шаттла 80% стартовой тяги создают боковые ускорители. Для крафта массой 334 т. двух "кикбеков" суммарной тягой 1200 явно мало. В связи с этим три маршевых "Mainsail'а", КАЖДЫЙ по 1380 (что превышает тягу вышеупомянутой парочки), и создают основную подъёмную силу. Ставить мод на большие твердотопливники я не стал, т.к. каждый любит свои моды, да и это не наш путь. Решено покорять сток.
Естественно смещённый центр масс (а у внешнего топливного бака с твердотопливниками 272 т. против 62 т. у челнока) создаёт такой неслабый крутящий момент. Для его компенсации были отклонены векторы тяги у маршевых двигателей. Много танцев с бубном вокруг этого было. Почти двое суток.
По поводу самого челнока скажу, что пришлось пожертвовать вместимостью грузового отсека и заменить один сектор Мк3 на ТБ, а всё из-за вышеупомянутых слабых твердотопливных ускорителей. В остальном принцип выведения, сохранение дорогостоящих деталей и прочие плюшки шаттлостроения в виде мозговзрывающего векторинга тяга-цм присутствуют. Всё делалось не ради экономии или создания копии, а ради сохранения принципа доставки полезной нагрузки. Что характерно, получились схожие цифры с реальными. Да да я знаю что Кербин - не Земля, но всё же это слегка доставляет ^_^.
Вообще я задал требование выведения 20т. полезной нагрузки на НОО. Вторым требованием было использование минимума деталей, чтобы не лагало при подлёте к станциям over 200 деталей. Проектировал его с 20-ти тонной болванкой в грузовом отсеке.
ТТХ:Экипаж — 4 кербонавта;
Количество деталей (без груза) — 99 на стартовом столе; 84 в полёте; 43 челнок;
Масса — 334,1 т. (в момент старта); 61,5 - заправленный челнок; 36,1 - пустой (во время посадки).
Маршевые двигатели — 3 Mainsail c отклонённым вектором тяги;
Твердотопливные ускорители — 2 Kickback по бокам внешнего ТБ;
Запас электричества — 500;
Запасы топлива:
Топливо — 20870;
Окислитель — 24530;
Твёрдое топливо — 5080;
Электропитание — отсутствует. (Вообще старался обрезать всё, без чего можно обойтись, чтобы в выводимый крафт можно было безболезненно заталкивать больше мелочи.)
Цена на старте — 147926
Возврат средств — 85217
Управление:1. Отстыковка твердотопливных ускорителей.
2. Включение/выключение компенсирующего маршевого двигателя.
3. Остыковка ТБ, включение/выключение оставшихся двигателей.
4. Раскрытие/закрытие створок грузового отсека и стыковочного узла.
Хотел залить два полёта, но слишком много картинок, так что первая часть была выведена шаттлом. Вот второй полёт доказывающий работоспособность системы, возможность не только построить нужную орбиту, но и долететь до необходимого крафта:
Чёрным выделена инструкция по эксплуатации. Дальше мои комментарии. Это кстати занятно учиться летать на том, что ты собирал несколько дней.
Второй запуск.
Тягу на максимум. Включаем САС. Пробел.Большое количество опорных элементов обусловлено невозможностью разместить их равномерно. Как видно на слайде, крафт сначала двигается немного вперёд и наклоняется. Пришлось крепить с одной стороны.
Следим за расходом твёрдого топлива. Нужно будет отстыковать до его израсходования.Крафт взлетает не вертикально вверх, он набирает и горизонтальную скорость, если отцепить выключенные боковые ускорители, то они снесут крылья. Если сильно попросите, то я могу наделать сепараторов для "каноничного" разделения.
Жмём кнопку 1. Отделяются твердотопливники.Крафт перестаёт заваливаться, и у нас есть возможность набрать ещё 100 м/с.
Достигаем 400м/с. Кнопка 2. Выключаем компенсирующий маршевый двигатель. Крафт начинает тянуться к "горизонту".
Сразу переключаем мониторинг на орбитальную скорость. Сас на прогрейд.На этом этапе можно подкорректировать направление движения.
После окончания топлива во внешнем баке орбита почти сформирована.
Нажимаем кнопку 3. Отделяется подвесной бак, выключаются маршевые двигатели.Сразу устанавливать цель не рекомендую, при пролёте рядом, САС может переключиться на таргет мониторинг и крафт развернёт.
Включаем RCS. На носу расположены 3 компенсационных движка ориентации, которые гасят крутящий момент от приглушенных маршевых.
Уменьшаем тягу, чтобы можно было использовать Mk-55 на полную мощность. (Они не создают момента вращения)
Кнопка 3. Включаем двигатели. Достраиваем орбиту до нужных показателей. Запас топлива позволяет строить и более высокие орбиты, но, конечно, всё зависит от массы выводимого груза.
Корректируем наклонение орбиты, относительно целевой. так как крафт испытывает много изменений направления и смещения осей тяги и центра массы, он так или иначе каждый раз выходит на слегка разные орбиты. Как уж его кракен пощекочет.
Уточняем точку встречи и корректируем скорость.К концу первого витка мы сблизились. Выставил на ретрогрэйд относительно цели, готовлюсь к торможению.
Чтобы можно было нормально работать RCS, нужно открыть баки с монотопливом......и отключить 3 компенсационных двигателя ориентации.Стыковка.
Разгрузка.
Включаем обратно компенсационные движки системы ориентации. Расстыковка. Даю небольшой импульс, чтобы уйти от станции.
Начинаем торможение. Я долго возился со станцией, пришлось сделать ещё виток. К его концу мы уже отдалились на 12 км друг от друга. Во время торможения она красиво пронеслась мимо...
Планирует шаттл плохо, так что рассчитывайте траекторию близко к КСЦ.Конструкция у крафта не слишком прочная. Либо входите пузом, чтобы не было вообще этапа разогрева, либо в плазме нос по ветру и
не шевелиться лёгкими движениями на капсе гасим скорость.
Посадка почти как у "Бурана".
Глиссада очень крутая, так что рассчитывайте чтобы правильно заложить. Дожгите топливо, если осталось.
На выходе из виража скорость не должна быть низкой. Иначе нос будет подниматься неохотно.
Около ВПП задираем нос, гася скорость.
Челнок аккуратно касается полосы. Тормоза. Успех.
Евреюшка внутри меня спит спокойно, больше половины шекелей вернулись.
Орбиту для посадки рассчитывайте больше "падением", нежели планированием.
Итоговая версия крафта, больше допиливаться не будет. Забирайте как есть.
По результатам доработки скажу, что шаттл стал намного более управляемым. Побочным эффектом
(а может быть просто 1.0.4) стало возросшее аэродинамическое качество, а следовательно высота орбиты, на которую можно закинуть полезную нагрузку (ручаюсь за нормальный полёт, с массой 22,5т., а для большей массы нужно уменьшить тягу бустеров). Изменения в скороподъёмности требуют одновременного отключения бустеров и маршевого двигателя, так что
залил под кнопку 1 ещё и отключение "Mainsail'а". Скрины для сравнения на 300м/с с аналогичной нагрузкой.
Окончательная версия:
Shuttle-2_3-Thanks-Falco.craft
Спасибо всем прокомментировавшим, спасибо за плюсы.
Спасибо Falco за помощь в доработке. За мной полёт на луну с данным крафтом. И реплика.
Старые версии крафта:
К крафту надо привыкнуть, и перед ответственными моментами сохраняться. В первый полёт я раз 8 заходил на посадку. Во втором уже привык и вышло со 2 раза.
Shuttle-2-Big-2_2.craft
Ссылка на крафт с подточенной аэродинамикой и смещёнными движками ориентации. (будет ещё допиливаться, пока что времени не было.
ДАННАЯ ВЕРСИЯ ПРИЗНАНА НЕУДАЧНОЙ.
Shuttle-2-Big-2_2-s-popravkami-ot-falco.craft
допил залью через пару часов.