-Развитие человеков и братьев наших меньших. Эта тема довольно сложная сама по себе, но у нас хотя бы есть достаточно исходных данных. В целом речь идет о двух вещах: развитие ума и моска как такового, и развитие речевых способностей и воли (вторая сигнальная система и сам язык). Развитие же общин и цивилизаций я принимаю естественным продолжением развития второй сигнальной во всяком случае в контексте людей.
Вообще УМ сам по себе имеет склонность развиваться у всех животных, потому что по сути он увеличивает
эффективность жизни. Существа больше не должны быть огромными динозаврами, что бы выжить, они становятся маленькими, изящными гепардами и антилопами, и у все они качественно превосходят предков. Однако это естественный процесс, который просто с философским налетом сообщает нам, что жизнь в противоположность неживому, ведет не к энтропии, а наоборот, к чему-то вполне конкретному.
(Лори Марино несогласна) И все же не объясняет, почему люди/обезьяны имеют более развитый моск, а гепарды - более развитые лапы.
Более интенсивный мозговой штурм точно так же не позволяет мне найти вменяемого объяснения, потому я обращаюсь к непрямым методам.
Сразу вспоминается, что в мире более-менее
приблизились ко второй сигнальной только приматы и китообразные. В данном случае
близость второй сигнальной я рассматриваю скорее как признак НЕОБЫЧНОГО УМА, хотя само окончательное ее развитие - отдельная тема.
Итак, давайте найдем, чего общего у обезьян и дельфинов. И те и другие вроде как кучкуются, но при этом не являются СТАДАМИ, как антилопы или олени, которые кучкуются что бы их было сложнее поедать хищникам. У наших умников естественных врагов по сути нет. Обезьяны имеют дело только со змеями, крокодилами и хищными птицами, но конкретно шимпанзе, гориллы или орангутанги (да и макаки, капуцины, лемуры, мартышки и прочие менее умные обезьяны) не занимают стабильного места в пищевой цепи перед каким-то хищником. Точно так же, дельфина может укокошить только акула, но они не специализируются именно дельфинах. Что характерно, и обезьяны, и дельфины могут давать отпор врагам в случае нападения - стая дельфинов
легко нагибает акулу, обезьяны-капуцины могут стаями отбиваться от орлов.
Получается, что на земле только относительно коллективные животные, не являющиеся самыми нагибаторами, но способные постоять за себя что бы не быть регулярным рационом, стали умниками. Одинокие существа не имеют таких явных предпосылок для развития второй сигнальной, а стадные животные, являющиеся традиционным обедом для кого-то еще (пингвины, олени, антилопы, селедка) имеют слишком выраженное "выживает сильнейший, быстрейший, лучше избегающий клыков и больше самок трахающий" - уж никак не умнейший. Но по этому пункту я бы предпочел развития темы.
То, о чем я сейчас рассказал, имеет отношение к развитию мозга, интеллектуальных способностей и осиливанию второй сигнальной системы. То есть дельфины и шимпанзе
могут осилить говорение и думание, если им дать слова, однако они уступают человеку в развитии префронтальной коры мозга (которая вроде как отвечает за МЫШЛЕНИЕ, что я естественно трактую, как словесную речь), что лишает их способности создавать абстрактные слова-понятия
самостоятельно, не смотря на то, что у дельфинов, например, есть слова и они ими общаются, слова эти
звучат так же, как звучат предметы при эхолокаци дельфином. То есть изобретение этих слов вполне естественно для дельфина и не является каким-то достижением, оно не дает им возможность мыслить абстрактно с помощью этих слов, потому что сами слова созданы объектами, а не изначальной идеей создания сигнала сигнала. (Тут я имею ввиду, что человек может воспринять карандаш, как визуальный или тактильный сигнал, или может воспринять карандаша, через звуковой сигнал-слово обозначающий сигнал карандаша. Сигнал сигнала, суть второй сигнальной, дельфины на это не способны, так как их сигналы соответствуют сигналам предметов).
Так или иначе, вторую часть про изобретение слов я пока придержу, потому что ее на мою голову обрушил Feel, и я некоторые детали уже забыл.
FeeL, было бы мило, если бы ты сейчас напомнил всю ту историю про сопротивление приказам и про развитие префронтального кортекса у дочеловеков. То есть я уже понимаю, что у человека была идея, которая позволила отделить сигналы первой и второй - идея эта заключалась как раз в сопротивлении сигналам, и она породила возможность осознавать сигнал абстрактно, не выполняя то, что этот сигнал заставляет выполнять. Например, как собака бы научилась осознавать
апорт, вместо того, что бы бегать за палкой. Но тем не менее я не так сильно изучал эти вопросы. В частности, я не понимаю, развивался ли мозг у бездумных людей, или же речь и набор вторых сигналов расширялся со временем в течении миллионов лет по мере того, как развивался мозг?
Сообщение отредактировал 30 мая 2016 - 05:24