Мой дорогой друг! Позволь рассказать, как все это было.
Сейчас, когда космос стал хорошо знакомым местом, а любой огурец-молодец может слетать на любую планету, известную науке, смешно вспоминать те первые шаги, что делали наши инженеры и ученые.
Кербел, как казалось в те времена был изучен, но пылкость настоящих огурцов еще тлела в их сердцах, толкая на приключения и безумства. Взоры обратились в космос, и вскоре было придумано десяток поводов туда отправиться. Однако сказано — не значит сделано.
Как известно, все началось со скандала. Безумный профессор Верн выступил с обоснованием идеи космических полетов при помощи гигантской сверхпушки, которую следовало отлить в глубокой штольне и выстреливать из неё снарядами с людьми. Идея нашла отклики в сердцах, и не смотря на скептицизм многих, вскоре по подписке было собрано более 100 миллионов пупырышек — по тем временам огромная сумма. Впрочем, деньги вкладывали еще и ещё, к счастью группа инженеров смогла унять энтузиазм и найти веские доводы в пользу не возможности осуществления проекта.
Их расчеты показали, что при помощи пороха нельзя разогнать снаряд до достаточных скоростей, ибо по мере продвижения его по стволу, толкающие его давление будет падать, а трение в следствие нелинейных эффектов возрастать, так и никакие уловки с водой, прослойку которую Верн хотел использовать для ослабления первоначального толчка, не помогут избежать смерти отважных путешественников от чрезмерного ускорения. Кстати, сам профессор Верн начал проявлять все более отчетливые признаки помешательства, и был отстранен от работы.
Но раз деньги собрали — было решено их использовать. Общественность и газеты требовала от инженеров предпринять решительные шаги по реализацию аналогичного, но более продуманного проекта. По инициативе местных властей на берегу Южного моря был построен научный городок, который должен был стать центром исследований космической тематики. Туда были приглашены лучшие специалисты и инженеры, которые хотели принять участие в столь авантюрном деле, в кратчайшие сроки построены сборочные цеха, наблюдательная обсерватория, дома для добровольцев-путешественников, и целая научная база.
Именно тогда и появились две знаменитые космоплавательные школы, о которых мы еще раз услышим в будущем, хотя в те времена никто не рассматривал их как коллективы. Два инженера, фанатика своего дела — фон Бряун и Кралев были слишком мало известны до той поры.
Они оба занимались производством ракет — первый для армии, второй хотел изобрести новый двигатель для самолетов. Не находя достаточного финансирования, работая голодными, по ночам, они оба устремились в новый научный центр, чтобы добиться здесь решающих успехов. Вполне естественно, что каждый видел в конкуренте опасного противника и между ними вспыхнула ожесточенная борьба, подогреваемая разностью подходов.
Фон Бряун делал ставку на твердотопливные ракеты, Кралев — на жидкостные. Первые были проще в эксплуатации и производстве, почти не нуждались в обслуживании, что ценилось военными. Бряун имел хороший опыт их изготовления и считал такой подход оптимальным - простота и надежность спасут немало жизней в далеком космосе, говорил он. Кралев же смотрел дальше. Жидкостные двигатели, считал он имеют то преимущество, что запускаются не однократно, а главное имеют регулируемую тягу. Фон Бряун обычно возражал ему, что эти преимущества не нужны при правильном планировании полета, а тяга легко регулируется переменным сечением топливного стержня. Споры их доходили до перепалок, после чего их расстаскивали по углам те инженеры, которых им удалось нанять на скромные стартовые суммы.
И вот, день настал. Из всех соперников лишь фон Бряун и Кралев сумели к назначенному руководством сроку подготовить к испытательному полету ракеты, в которых каждый реализовал свои предпочтения. Естественно, полет был тестовый — испытатель должен был подняться на максимально возможную высоту и плавно опуститься на парашюте.
Ракета фон Бряуна была твердотопливной, он назвал её Корсар-1 в честь петарды, что любил взрывать в детстве. Фактический она была переделкой военного ускорителя RT-10, который использовался для разгона активно-реактивных снарядов крупного калибра. Не известно почему Кралев назвал свое творение Кальмаром, наверно в честь принципа реактивного движения, которое это животное освоило в совершенстве. Первым была очередь творения Бряуна. На неё установили капсулу, которую успел разработать еще профессор Верн — инженерная комиссия признала снаряд подходящим, и его вывезли на стартовую площадку, которую журналисты немедленно позвали «стол».
Первым пилотом был Джек Кербел. Облаченный в скафандр, он забрался в ракету, готовый доказать, что полет под силу человеку. Поскольку существовало мнение, что из-за резких толчков, ускорений и замкнутого пространства любой огурец внутри ракеты потеряет работоспособность, а возможно и способность ориентироваться, решено было оснастить капсулу всеми необходимого для реального полета приборами и инструментами, а храбрецу велели вести себя так, как будто он действительно отправился на другую планету
Время старта подошло не заметно и сотни журналистов могли наблюдать, как Корсар-1 внезапно устремился вверх, набирая скорость. Всего через несколько минут он достиг высоты 18.164 метра и начал падать. Парашют раскрылся и ракета начала путь в низ. Как докладывал потом в отчете Кербел, это были трудные минуты. Перегрев двигателя, пробой звукового барьера, небольшой крен, который удалось выровнять потрепали нервы. Наконец на высоте 535 метров парашют раскрылся полностью и капсула плавно опустилась на дорожку, ведущую к стартовой площадке. Пустой корпус ракеты, где хранилось топливо схлопнулся с громким хлопком от столкновения с землей, и наблюдатели было подумали что капсула просто взорвалась. Однако, заполнив доклад, Джек вылез наружу, имитировал взятие проб грунта и установил флаг с эмблемой космической программы, написав внизу: «Пусть это первая посадка прошла совсем рядом с местом отлета, но ведь самое главное — всегда возвращаться туда, откуда ты начал дорогу», после чего забрался назад в ракету, на чем имитация полета была завершена. Этот флаг до сих по стоит там, как памятник первому полету человека на ракете.
Полет Кальмара хоть и прошел с меньшим количеством проблем, но в глазах публики был менее успешен. Во-первых, жидкостный двигатель Кралева давал меньше тяги. Ракета поднималась заметно медленнее, и достигла высоты всего в 5946 метров. Тут стоит напомнить, что Кралев не имел большого опыта пусков, и фактический все делал впервой. Открывшийся парашют наполнил ветер, и Кальмар опустился на побережье по близости. Испытатель — на этот раз Бил Кербел все время делал наблюдения, а выбравшись из ракеты, как и полагается, взял пробы грунта. Вот-тут то и оказалось, что забраться назад он не может — хоть сопло двигателя было раздавлено при приземлении, но топливный бак, на котором закреплялась капсула уцелел, а лестница не была предусмотрена.
Чуть позже было проведено еще несколько полетов, испытатели учились управлять ракетами, иногда приземляясь в море, а пару раз — у подножья гор, но в целом все было ясно. Оба инженера доказали, что их изделия могут летать, и теперь, как тогда казалось, достаточно всего лишь увеличить из в размерах — и можно будет отправиться на Муну!
Сообщение отредактировал 20 февраля 2014 - 05:09