Строим ракету-носитель - руководство

Гайды »

We have liftoff!

Всем привет! Я тут чуть-чуть расскажу о том, как строить тупые и уродливые, но относительно эффективные ракеты-носители. Постараюсь объяснить быстро и просто, так что задро... опытные игроки вряд ли найдут много нового для себя. Но новичкам, желающим заточить руки до вожделенной прямоты, может оказаться полезно.

И да, важно. Это будет рассказ не про рекордные аппараты, требующие долгих настроек, изумительных пилотских умений и не прощающие ошибок при выводе (я всё еще не умею их строить и уж тем более — летать на них), а простой рецепт, как построить рабочую лошадку для обычных ежедневных задач.

Термины.

Начнем мы с короткой инъекции терминологии. Для строительства хорошей ракеты нам надо знать два параметра, которые в стоке не показываются. Это «тяговооруженность», она же TWR (Thrust-to-Weight Ratio) и «запас дельты», delta-v.

TWR это отношение суммарной тяги двигателей к весу. Для взлета нужно иметь значение больше 1. Тяговооруженность всегда растет с расходом топлива и сильно зависит от небесного тела (не всё, что взлетает с Муны – взлетит с Кербина).

 
Delta-v это запас характеристической скорости. Проще говоря, максимальная скорость, которую наш корабль может развить, если сожжет все свое топливо в идеальных условиях. И, фактически, основной показатель того, как далеко мы сможем отправиться. Для выхода на орбиту Кербина в среднем нужен запас ≈ 3500 м/с.

Для того, чтобы в процессе сборки увидеть эти параметры для каждой ступени, можно воспользоваться любым информационным модом. VOID, MechJeb, KER и т.п.

Я буду использовать Kerbal Engineer Redux.
Вот так это выглядит:
Строим ракету-носитель - руководство
 

Про эффективность и немного о потерях.

Эффективность — это способность решить задачу с минимальными затратами.
Чем легче и дешевле ракета — тем лучше.

В процессе взлета не вся наша тяга уходит на разгон. Часть идет на то, чтобы бороться с гравитацией Кербина, стремящегося вернуть нас обратно, а еще часть на преодоление сопротивления воздуха, особенно заметного на малых высотах. Это и есть то, что называется «гравитационные и аэродинамические потери».

Кто хочет глубже и забористее — да откроет «механику космического полета» Левантовского, главу 3 (пдф, 1.1мб), а нас интересует простое следствие. Есть некоторый диапазон тяговооруженности, оптимальный для взлета.

Тяговооруженность меньше — будет десять секунд полета, высота пять метров медленный взлёт и слишком много гравитационных потерь, больше — быстро упремся в повышенное воздушное сопротивление и тоже потеряем лишнего (мы же помним — с расходом топлива TWR еще больше растет):
 

Само значение будет зависеть от ракеты (а точнее, — её коэффициента аэродинамического сопротивления), но почти всегда окажется где-то в пределах 1.5—2.0.

Так что запомним эти 1.5—2.0, они нам пригодятся при проектировании ракеты.
 
Запустим игру!

Пара слов о баках и двигателях.

Как выбрать подходящий набор двигателей? На какие характеристики смотреть?
На самом деле, из всего многообразия параметров, нас интересуют три: Масса (Mass), тяга (Thrust) и удельный импульс (Engine Isp).

C массой всё просто. Чем меньше мы тащим с собой того, что не является топливом или полезной нагрузкой тем лучше! 
 
Тяга параметр важный, но, как известно, «не бывает слабой тяги, бывает мало двигателей». Куда больше нас интересует отношение тяги к массе и цене. И чем оно выше, тем лучше.
 
И не меньше важен удельный импульс (УИ). Это число секунд, которые двигатель проработает с тягой 1 ньютон на 1 килограмме топлива. То есть, чем выше этот показатель тем экономичнее и эффективнее двигатель, тем дальше мы улетим на том же количестве топлива. 

А еще обратим внимание, что в КСП параметры каждого двигателя даны дважды для давления в 1 атмосферу (ASL = at sea level) и для вакуума (Vac.). Импульс и тяга падают с ростом атмосферного давления. Иногда настолько резко, что очень эффективный двигатель становится абсолютно бесполезен (LV-909, например, имеет УИ 340 в вакууме и всего 85 — в плотной атмосфере).


А на нашем Кербине уже после высоты в 25 км. двигатели начинают показывать характеристики, близкие к вакуумным.

Из всего этого следует, что для каждого двигателя есть своя ниша — и не надо больше пихать «Пудель» в стартовую ступень :)

С баками, к счастью, всё намного проще. Всегда будет лучше тот бак, который легче при равном объеме топлива. Но в игре у всех баков одного диаметра отношение полной массы к сухой (без топлива) совпадает и нет большой разницы между двумя баками на 400 и одним на 800, кроме жесткости и одного хитрого момента со смещением центра масс, о котором мы еще поговорим позже.

На практике, конечно, мы никогда не сможем подобрать «идеальный» набор двигателей и баков, а просто будем выбирать лучшее из доступного и подходящего по размерам.

Ну что, зачесались руки? Но сперва еще маленький кусочек теории.

Схема вывода на орбиту и идеология трёх ступеней.

Очень удобно выход на орбиту условно разделить на три этапа:
 
1. Стартовый участок отрыв и почти вертикальный подъем, для максимально быстрого прохода плотной атмосферы первых километров. Самый тяжелый кусок тут против нас и атмосфера, и гравитация. Хорошо справляются с первым разгоном твердотопливные ускорители, дешевые и мощные.

Тут нам нужно порядка 500-1000 м/с delta-v, со стартовым TWR 1.5—2.0 (да-да, вот они пригодились :)). Не забудьте, что TWR этой ступени нужно смотреть для атмосферы, разница между ASL и VAC значениями тяги бывает весьма заметной. 
  
2. Взлёт, подъем или восхождение (ascending) — длинный участок основного разгона, иногда вплоть до выхода апоцентра орбиты за пределы атмосферы. Именно тут мы обычно заканчиваем «гравиповорот», позволяющий минимизировать наши потери и переходим к горизонтальному набору скорости. Как правило, за этот кусок траектории отвечает наиболее сбалансированная ступень с каким-нибудь универсальным двигателем.

В зависимости от мощности стартовой ступени, в главной желательно иметь от 1500 до 2000 м/с delta-v. TWR в начале стоит иметь не меньше 1.3 (лучше  больше, хотя бы 1.5), в конце — уже не важно, сопротивлением атмосферы на большой высоте можно пренебречь.

3. Скругление орбиты или доразгон почти горизонтальный набор недостающей до орбитальной скорости. Тут крайне желателен максимально высокий удельный импульс двигателя — чтобы не тащить с собой много топлива.

Обычно потребуется еще около 1000 м/с delta-v, но зато допустима тяговооруженность меньше единицы (но всё же не меньше 0.5, иначе просто не успеете прожечь всю дельту).

 

 
Как-то так мы и будем строить почти все ракеты. Первая ступень — отрыв и первичный набор скорости, вторая подъем за атмосферу, третья скругление орбиты.
 

Основы ракетостроения.

Сверху-вниз

Строить ракету проще всего сверху-вниз.
Сперва полезная нагрузка, которая должна оказаться на орбите.
Затем, если нужно, обтекатель и, наконец — ступени, в обратном порядке: разгонная-взлётная-стартовая.
 
И помним, что чем тяжелее каждая ступень — тем больше топлива и мощнее двигатели потребуются всем следующим, а значит, снятые с разгонной ступени лишние несколько тонн позволят сэкономить десяток-другой на стартовой.

Обтекатели, нужны или нет?

Обтекатель нужен, если потери от аэродинамического сопротивления больше, чем от дополнительной массы.
Если ваша полезная нагрузка больше похожа на ежа-мутанта, замотанного скотчем даже не думайте, сразу прячьте эту хрень под обтекатель, а то стыдно. А одинокая капсула с парашютом отлично будет чувствовать себя и без оболочки. И да, если уж обтекатель используется делайте его длинным и острым, это максимально уменьшит сопротивление.
 
 

Чем менее аэродинамична наша полезная нагрузка, тем позже стоит сбрасывать обтекатель. Но уже выше ≈30 километров он в любом случае становится лишним грузом.
 

Продольная и параллельная компоновка. Несъедобная спаржа.

Поговорим о строении ракеты. Существуют два основных способа соединения ступеней — неправильный и армейский.

(I) Продольно — когда каждая ступень расположена за предыдущей. В реальности так, например, строится «Дельта IV» (та, которая НЕ heavy).

(II) Параллельно или пакетно — когда следующие (считаем сверху-вниз, помните?) ступени навешиваются сбоку, и в работу одновременно могут включаться все двигатели сразу нескольких ступеней. Примером может служить любая из огромного семейства «семёрок», хоть тот же Союз.


(1-2-3 — очередность отстрела ступеней)

У каждой компоновки есть свои плюсы и минусы:

Продольная:
+ ракета выходит «стройная», с очень низким аэродинамическим сопротивлением
+ разделение ступеней всегда происходит безопасно
+/- часто значительная разница между начальным и конечным TWR одной ступени.
- ракета часто получается высокой и гибкой, что осложняет управление
- компактные в сечении ступени требуют мощных двигателей

Пакетная:
+ ракета выходит компактная и достаточно устойчивая
+ гораздо больше вариантов сборки: пять степеней радиальной симметрии и любые сочетания двигателей к вашим услугам
+ можно одновременно использовать двигатели нескольких ступеней сразу
+ можно отделять баки ступени по частям, по мере расходования топлива.
- отделяемая ступень может повредить ракету. Возможно даже придется использовать миниатюрные твердотопливные ускорители-сепратроны, чтобы этого избежать.
- чем больше пакетных слоёв, тем хуже аэродинамические показатели ракеты, а значит придется сжечь больше топлива при взлёте.

На практике обе компоновки вполне успешно совмещаются в рамках одной ракеты (III), сглаживая плюсы и минусы друг друга.
Например, стартовая ступень два твердотопливных бустера, пакетом собранных вокруг бака главной ступени. Сами по себе они сразу не смогут поднять ракету, но пока их топливо не прогорело до приемлемого TWR, параллельно работает двигатель главной ступени, создавая необходимую тягу и ускоряя облегчение ракеты.
После первого участка бустеры отделяются и остается ракета из двух ступеней продольной компоновки.

Иногда значительно повысить возможности ракеты можно просто руководствуясь принципом "ni ya bao, ya bao” — что не нужно, то не нужно. Опустел бак? Сбрасываем. С выработкой топлива и повышением TWR два из четырех двигателей стали не нужны? Отстреливаем без сожаления!
В этом нам помогут топливопроводы и две «улучшенные» версии пакетной компоновки: кроссфид и спаржа.

 
(как и на предыдущей картинке, 1-2-3-4 — очередность отстрела ступеней)

Кроссфид (I) это пакетная схема с топливопроводами от боковых блоков к центральному. Несмотря на то, что на старте работают все двигатели, после отделения боковинок у нас остается полный центральный бак.

Спаржа (II) еще хитрее это попарно отстреливаемые блоки, каждый из которых сливает топливо дальше к центру. Это позволяет избавляться от лишней массы маленькими порциями, сразу же, как появляется возможность.

Прирост дельты при переходе с обычной пакетной схемы на спаржу запросто может составить несколько сотен метров в секунду!
 

Тонкие моменты: управляемость и стабильность.

«а пачиму у миня рокета периворачиваиться???»
любой школьник в первые дни игры в КСП

Да потому, что у тебя руки кривые и из жеппы…
 
А действительно почему?
Как правило, потому, что при расходе топлива центр массы сдвинулся и набегающий поток воздуха вместо того, чтобы стабилизировать ракету, начал её крутить.

Смотрите на рисунок:
Пока ракета летит прямо, у нее все относительно неплохо (1). Но стоит ей отклониться от курса, как тут же сила воздушного сопротивления приложится под углом и постарается повернуть ракету вокруг центра масс. Если центр масс в этот момент высоко хорошо. Часть силы, действующая выше ЦМ окажутся меньше (площадь меньше, рычаг короче) и ракета выровняется обратно (2). Так летит брошенный дротик с тяжелым наконечником.

Но двигатели сжигают топливо сверху-вниз и центр масс смещается. В какой-то момент силы, стабилизирующие ракету, становятся меньше сил, ее опрокидывающих. И случается почти мгновенный кувырок (3).

Как этого избежать?

Во-первых, рулите ракетой аккуратно. Чем меньше угол атаки (угол между вертикальной осью ракеты и вектором ее скорости), тем меньше сила, стремящаяся опрокинуть ракету, и тем с большей вероятностью с ней смогут справиться органы управления. Большинству аккуратных ракет хватает этого простого совета.

Во-вторых, добавьте маленькие крылышки-стабилизаторы на первую ступень. От этого вырастет аэродинамическое сопротивление, но именно эта сила сопротивления, приложенная в нужном месте (вспомните дротик) поможет нам удержать курс.

Если не помогает даже это, то убейте себя, вы неисправимы, остается третий способ — переливать топливо прямо в полете в верхний бак, для удержания ЦМ на требуемом уровне. Впрочем, любой толковой ракете должно с лихвой хватить первых двух способов.

Да, стабильность это хорошо, но не переборщите. Вам не нужна ракета, целеустремленная настолько, что её не свернуть с курса :)
Кстати, о «свернуть с курса». Есть четыре способа управлять ракетой в полете:

Гиродины (reaction wheels).
+ есть в любой капсуле и почти любом беспилотном зонде
+ потребляют только электричество
+ работают везде
- слишком слабые, плохо подходят для управления ракетой на начальном участке полета

Хорошо справляются на последнем участке подъема и собственно на орбите. Но полагаться только на них можно лишь в тех случаях, когда ваша ракета относительно легкая, а траектория выхода отработана и не требует резких маневров.

Бывают еще и внешние гиродины, отдельной деталью. Как правило, это только лишняя масса и лишнее энергопотребление. Нужны они ОЧЕНЬ большим и неповоротливым аппаратам (да и то — не всегда), не ставьте их на обычные ракеты и, уж тем более, самолёты.

RCS – двигатели ориентации
+ гибко настраиваются – начиная от размещения их на аппарате, заканчивая регулировкой тяги
+ могут быть относительно мощными
- в атмосфере сильно падает мощность
- зависимы от наличия специального топлива (кроме vernor engine, потребляющих пару LF+OX)
- создают лишнее аэродинамическое сопротивление
- удорожают и утяжеляют ракету

Оставьте их для стыковки, там от них больше пользы.

Управляемый вектор тяги двигателей
+ есть почти у каждого двигателя
+ не требует ничего (потерями от отклонения вектора тяги мы пренебрежем)
- работает только при включенном двигателе
- эффективность сильно зависит от тяги

Обычно это основной способ управления ракетой на взлете (а в жизни чаще всего и единственный).

Канарды, элевоны, винглеты, аэротормоза и прочие самолетные запчасти
+ отлично справляются в атмосфере
- создают лишнее сопротивление
- удорожают и утяжеляют ракету
- абсолютно бесполезны на высоте ≈ от 25 километров

Да, всё верно, это крайний способ справиться с тяжелой и неповоротливой ракетой в начале пути.

Какой сделаем вывод?
Большинству ракет с запасом хватает управления вектором тяги и встроенных гиродинов. В совсем сложных случаях можно добавить аэродинамические рули на стартовую ступень. Если и это не помогает, то скорее всего при строительстве ракеты были допущены грубые ошибки.

Несколько способов – как не мусорить на орбите

Скажи нет синдрому Кесслера еще на стадии проектирования ракеты!

Объекты на орбите вокруг Кербина с перицентром ниже 25 километров уничтожаются автоматически. Всё, что застряло выше, вам рано или поздно придется удалять через станцию слежения или даже ловить на орбите вручную.

Как избавить себя от этих забот?

Во-первых, если у вашей полезной нагрузки есть собственные двигатели — можно выключить разгонную ступень чуть раньше, отстрелить еще на суборбитальной траектории и закончить скругление орбиты двигателями корабля. Несколько десятков delta-v редко бывают критичны.

Во-вторых, можно превратить саму разгонную ступень в полноценный управляемый космический корабль, добавив управляющий модуль и источник питания для него. Кто-то ограничится контролируемым сходом с орбиты, а опытные евреи самые жадные игроки еще могут добавить парашюты — и через полвитка посадить немного обгоревший, но целый кусок ракеты где-то в районе КСЦ.

Ну и третий способ заклипать в разгонную ступень несколько сепратронов, как на картинке
 
и настроить их активацию в ту же стадию, что и отделение ПН. Только не забудьте немного развести ускорители в стороны, чтобы реактивная струя не повредила отделяемое оборудование.
 
И, конечно, можно использовать эти способы в любых сочетаниях.

Ну и наконец…

Пример 1.

Марк Уот… Керман полон решимости вырастить на ККС картошку и просит привезти ему пятнадцать тонн грунта и трёх помощников для копания грядок. За работу!
 
 
[spoiler=Тестовый запуск 5 фото.]

 



 

 

[/spoiler]

Замечу, что это еще далеко не самый оптимальный вариант вывода подобной нагрузки. Однако такой носитель прост в управлении и имеет хороший запас дельты, а метод его разработки легко перенести на другие ракеты. Посмотреть же на самые эффективные варианты доставки будущей фермы можно тут.
 
Да, пользуясь случаем, передаю привет и спасибо юзеру Yakuza за разработку этого демонстрационного носителя!
 

Пример 2.

Плюс на минус! Курс на Минмус! Но сперва маленький многоразовый лэндер вместе с трансферным блоком нужно доставить на орбиту.
 

[spoiler=Тестовый запуск  7 фото]


 

 

 

 

 

 

[/spoiler]
 

Да, со сведением баков с орбиты вышло так себе.

Впрочем, все обломки после столкновения и взрыва оказались на суборбитальных траекториях, так что цель достигнута. It’s KERBAL STYLE!!!

 

А наш лэндер успешно вышел на орбиту, не потратив ни капли собственного топлива и обошлось это в какие-то 11к. И да-да, тут тоже можно еще многое улучшить :)

 

Моды для ценителей ракетного дела.

Не могу обойти вниманием и эту тему.

Всем любителям

prototype
prototype
12 июн 2014 в 13:16,
Изменение параметров двигателей и топливных баков через блокнот.
Изменение параметров двигателей и топливных баков через блокнот.
28 мар 2014 в 20:32,
  1. Falco

    Falco @Сергей Кононов 8 ноября 2015 21:41 Автор

    Я писал про встроенные, которые никак не выкинуть.
    Но предложение здравое, добавлю еще пару строчек о внешних.

  2. Falco

    Falco @Сергей Кононов 8 ноября 2015 21:43 Автор

    Мы с МейсомВинду пишем немного разные вещи и для разной аудитории.
    Я сомневаюсь, что его "теорию и практику" можно (и еще больше сомневаюсь, что нужно) изложить в таком стиле.

    Лучше я напишу потом свое короткое руководство по перелетам "на глазок" :)

  3. Falco

    Falco @Сергей Кононов 8 ноября 2015 21:44 Автор

    Спасибо! Я ждал, что кто-нибудь оценит теплые ламповые сканы :)

  4. Falco

    Falco @Сергей Кононов 8 ноября 2015 21:48 Автор

    Спасибо!

    По ВТОЛам можно, в принципе. Хотя что там писать? Там всего-то нужно про балансировку ЦМ и ЦТ рассказать. Ну и совсем немного про особенности планера - и то, больше для ценителей.

    А спейспланы я так и не научился строить прилично.

  5. Басила

    Басила 8 ноября 2015 22:29

    чойта не полностью?
    VTOL - vertical take-off & landing
    СВВП - самолет вертикального взлета и посадки.
    это одно и то же. или тут есть какой-то глубинный смысл?

  6. veld

    veld @Veld 8 ноября 2015 23:16

    А я бы не отказался более "доступный" вариант ТиПа.(хотя и в таком виде лично мне его переварить легко).
    Бум ждать.

  7. Airtra

    Airtra @Airtra 9 ноября 2015 01:32

    Отлично!
    Думается мне что "мелкие" осилят этот пост, ибо изложено дельно, с юмором и доступным языком.
    p.s. Сам дочитал до конца, просто не мог остановиться. )))

    Респектую, заслуженный +

  8. SSL42

    SSL42 @Андрей Шеповалов 9 ноября 2015 04:19

    Обтекатель в форме анальной пробки это конечно мощно neo

  9. Odoresko_Oleg

    Odoresko_Oleg @Олег Одореско 9 ноября 2015 05:01

    Ракета за 11к на обриту...
    Ракета... за 11к на орбиту...
    Мой внутренний еврей перевернулся в гробу...
    11к за ракету...
    11к за ракету...

    ...я рак...

  10. lis_vamp

    lis_vamp @Ilya 9 ноября 2015 08:45

    я бы таки добавил про гиродины... мало их - плохо, потому что можно долго разворачивать нелёгкую ракету для манёвра, особенно если нужно сделать пару маневров подряд (например при посадке в точку).. много их - тоже может быть плохо, потому что если это станция с боковыми придоченными модулями, поворот которой может вызвать хаотичное колебание этих модулей на соединении(доках).. (если конечно не перетянуть струтами КАС(КИС))

  11. MadMan

    MadMan @Ilya 9 ноября 2015 09:48

    Годная статья!

    NRAP Adjustable Test Weight
    То что надо. А то я баки с топливом для этого использовал )

  12. Falco

    Falco @Сергей Кононов 9 ноября 2015 10:55 Автор

    Сферическая в вакууме задача "огурец на орбиту и обратно" решаема вообще в пределах 5к за ракету с ПН (и это без учета возврата капсулы). За 6 народ уже на Муну летает с возвратом. Так что 11 - это даже "немного дорого" :)

    P.S. зачем ты убил внутреннего еврея? Он же полезный!

  13. Falco

    Falco @Сергей Кононов 9 ноября 2015 10:59 Автор

    Это частные случаи, а я не хотел сильно усложнять статью. Большие станции, посадка тяжелых аппаратов — это продвинутый уровень. В начале игры этих проблем еще нет.

  14. Yakuza

    Yakuza @Тарас 9 ноября 2015 11:52

    Столь долгожданный гайд =) Хоть и для новичков, но читать все равно ооооочень интересно. Однозначно плюс. А как на счет гайда по поводу профилей вывода РН? =)

  15. lergvot

    lergvot 9 ноября 2015 12:07

    а как же вязанки для полёта на Муну? whut

  16. Falco

    Falco @Сергей Кононов 9 ноября 2015 15:20 Автор

    Больше гайдов богу гайдов!

  17. Falco

    Falco @Сергей Кононов 9 ноября 2015 15:21 Автор

    В карьере всё равно парочку придется построить :)

  18. Falco

    Falco @Сергей Кононов 9 ноября 2015 15:23 Автор

    Увы, я не чувствую себя достаточно опытным в этом вопросе.

  19. Odoresko_Oleg

    Odoresko_Oleg @Олег Одореско 10 ноября 2015 12:17

    У меня до ближайший планеты в 300к и больше летают аппараты... О_о Что на это скажешь?!

    P.S.: еврей насмотрелся в свое время самурайских боевиков и просто когда узнал настоящую цену схватил кухонный нож и был таков...

  20. bogdanrus

    bogdanrus 28 января 2016 13:30

    Ура!!! Наконец я могу построить ракету(или я случайно SSTO построил, неважно)!!! Спасибо!!!

  21. Slav4an

    Slav4an 24 апреля 2016 20:56

    Конечно все правильно, но для некоторых новичков нужно более понятно описывать.[center][/center]

  22. Басила

    Басила 25 апреля 2016 03:12

    Да куда уж понятнее? Разжевано для самых альтернативно одаренных. Если с усвоением даже такой понятной и подробной статьи возникли проблемы - играйте в косынку.

  23. Belkov_Konstantin

    Belkov_Konstantin @Константин Бельков 3 октября 2016 23:44

    нормуль гайт :)

  24. NachtSterben

    NachtSterben 20 апреля 2017 21:23

    Будет ли гайд про спейспланы? В терминах не силен, но нужны гайды при строении и взлете с КПП и лаунч-пада. С лаунч-пада более менее ясно, хотя стоковый шаттл так и не смог вывести на орбиту, строил свой. Гайд огонь, так как я всегда стремился центр тяжести опустить вниз, а тут оказывается наоборот, выше надо.

  25. Гопник

    Гопник 28 декабря 2018 13:28

    На счет управляемости и стабильности: На мой скромный взгляд все обстоит с точностью наоборот. Если центр масс будет смещен вверх то как раз таки и произойдет опрокидывание за счет того что более легкий зад будет стремиться обогнать нос. Это так же как при заносе автомобиля когда зад стремится обогнать перед и при этом машина идет юзом. Поэтому в переднеприводном автомобиле и добавляют газ что бы перёд начал ускоряться и не давал заду себя обогнать.

    1. Басила

      Басила 29 декабря 2018 18:08

      нет. предлагаю пересмотреть взгляд и еще раз посмотреть на рисунок. к заносу авто это никакого отношения не имеет.

      1. Гопник

        Гопник 8 января 2019 11:12

        1)Пересмотрел. Просьба указать чего я не заметил.
        2)Все ракеты которые я строю в КСП со смещенным центром масс вниз летят без каких либо опрокидываний. Специально делал ракету так что бы с ускорителями центр масс был внизу а при отстыковке ускорителей центр масс смещался вверх. Так вот при старте ракета шла отлично но только она отбросила ускорители как через пару секунд просто переворачивалась.

        1. Lynx

          Lynx 8 января 2019 19:32

          Попробуй дротик оперением вперед запустить.

          1. Гопник

            Гопник 9 января 2019 09:04

            Ну запустил.Сначала он летел оперением вперед а потом начал разворачиваться так как на него начала действовать гравитация и тяжелая передняя часть начала обгонять легкую заднюю. По таком принципу падает бутерброд маслом вниз. С дротиком пример не корректный не зависимо от того какой стороной ты его бросаешь так как импульс ты прикладываешь единожды. Если ты бросаешь дротик острием вперед то импульс ты прикладываешь не к задней части с оперением а к центру масс то есть ты его не толкаешь а тянешь а потом отпускаешь. Я подчеркиваю что импульс прикладывается ЕДИНОЖДЫ. Если поставить ракету с центром масс вверху и пшикнуть двигателем на 1-2 секунды то произойдет тоже что и с дротиком. Тяжелая передняя часть ускориться одновременно с легкой задней и далее они не будут ускоряться так как не будет тяги. После ракета полетит передом вниз так как на нее действует гравитация и она перевернется. В случае же с постоянным ускорением легкая задняя часть будет всегда стремиться обогнать тяжелую переднюю. Нажми на кнопку Центр подъемной силы и представь что в месте где появился синий шар ракета подвешена на воображаемой веревочке. А теперь перемести центр масс выше центра подъемной силы - ракета опрокинется.

          2. oAsAo

            oAsAo @Сергей 9 января 2019 10:14

            Какая к черту гравитация в свободном падении?
            То, что ты скорее всего имеешь ввиду называется инерция.(гравитация в свободном падении, очевидно есть, но действует на все части почти одинаково. Разница называется приливными силами, но они имеют какой-то эффект только на больших промежутках времени, и это уже тема для другого дня...)

            Более легкая часть будет лететь сзади более тяжелой части.
            Почему? На обе части действует сопротивление, но за счет инерции тяжелая часть лучше сохраняет скорость лучше за счет более высокой инерции(aka массы).
            Будет еще лучше, если в добавок к этому еще и увеличить сопротивление более легкой части - прицепить стабилизаторы

            А бутерброд маслом вниз падает не потому, что стабильно летит маслом вниз, а потому, что постоянно вращается и со средней высоты стола успевает перевернуться примерно половину раза

            Цитата: Гопник
            ...более легкий зад будет стремиться обогнать нос...

            Цитата: Гопник
            ...тяжелая передняя часть начала обгонять легкую заднюю...

          3. Гопник

            Гопник 9 января 2019 11:02

            Бугага!!! Действительно. Какая гравитация в свободном падении... О чем это я... Ракета падает на землю не потому что ее притягивает гравитацией а потому что она движется по инерции. Красавчег.

            Короче говоря, спорить у меня желания нет да и не за этим я сюда пришел. Я свое мнение высказал а вы какие ракеты хотите строить такие и стройте. На все воля ваша.

          4. oAsAo

            oAsAo @Сергей 9 января 2019 11:24

            И Вам не хворать

            ЗЫ: Если руки не из жопы ракета не падает на землю

          5. Lynx

            Lynx 9 января 2019 22:31

            В общем то, что ракета у которой центр масс впереди центра приложения аэродинамических сил неустойчива, и чем больше между ними расстояние, тем неустойчивее это факт. Тебе нужно попытаться понять почему, а не изобретать альтернативную физику и доказывать что все вокруг неправы.

{login}
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Последние сообщения с форума
  • Автор
    Тема в разделе: Технические вопросы
    Просмотров: 24256
    Ответов: 68
  • Автор
    Тема в разделе: Моды
    Просмотров: 1459
    Ответов: 2
  • Автор
    Тема в разделе: В ангаре у Боба
    Просмотров: 206200
    Ответов: 1484
  • Автор
    Тема в разделе: Игровой процесс
    Просмотров: 1646
    Ответов: 1
  • Автор
    Тема в разделе: Модераторский раздел
    Просмотров: 7606
    Ответов: 21
    Все сообщения..
    Полный список последних сообщений
    Loading...

    Нашли ошибку?
    Вы можете сообщить об этом администрации.
    Выделив текст нажмите Ctrl+Alt