Cruise Plane Mk3 - космоплан с лабораторией и ровером
Давно хотел сделать две вещи - поставить KR-2L+ куда-нибудь, кроме вторых ступеней ракет, и космоплан, который садится и взлетает с Тило с ровером в грузовом отсеке. Сделал :)
116 деталей (в т.ч. ровер 30 деталей) масса пустого 87.62 т (в т.ч. ровер 0.82 т) 214.5 т топлива для KR-2L+ 26 т топлива для LV-N полная масса 328.12 т dV (в вакууме) 4775 - 5575 м/с, в зависимости от порядка включения двигателей.
Конструкция:
Центральный блок: Mk3 кокпит с лестницами, рулями высоты, закрытым стыковочным узлом и передней стойкой шасси; грузовой модуль CRG-100 (он же агрегатный отсек), короткий Mk3 бак с ракетным топливом, грузовой модуль CRG-25 (он же приборный отсек и ангар ровера), Mk3 рампа с хвостом Big-S, посадочными опорами LT-2 и тормозным парашютом Mk2-R.
Боковые блоки: 1.25м конус-обтекатель, набор баков-переходников с 1.25 на 3.75м, бак S3-14400, двигатель KR-2L+. На баке S3-14400 смонтированы блок из пяти баков Mk1 с двигателем LV-N и конусом-обтекателем, два крыла Big-S (заполнены топливом), задняя стойка шасси.
Для причаливания и ориентации используются шесть двигателей Vernor. Размещены на кокпите, рампе, центральном Mk3 баке, блоках баков Mk1.
Агрегатный отсек:
Спереди лаборатория, на ней две топливных батареи для питания бура и конвертера, радиальный бак для руды, шесть ритэгов (вместе с двумя ритэгами ровера обеспечивают стабильные 6 кВт для запитывания лаборатории в местах типа апоцентра Иилу, где для этого понадобилось бы ~20 больших солнечных панелей). Сзади большой стабилизатор, конвертер, батарея Z-4K с двумя радиаторами для охлаждения, бур.
Приборный отсек:
Научный модуль SC-9001, на нем Goo контейнер, сканер руды M4435, антенна Communotron 88-88. Ниже стыковочный узел для ровера.
Ровер:
Управляющий модуль RC-001S c батареей Z-1k и маленьким стабилизатором. Сверху три кресла. Колеса TR-2L подвешены на кубиках, в кубики же вмонтированы два ритэга. На свободных местах размещен комплект научных приборов и антенна Communotron 16. Спереди две фары дальнего света, сзади красный стоп-сигнал и стыковочный узел. Сбоку повешены две дополнительные батареи Z-100, чтобы запаса энергии хватило на передачу данных с анализатора атмосферы.
В аппарате используется два существенно разных двигателя, и dV сильно зависит от порядка включения. Для расчета оставшегося или планируемого dV была сделана таблица:
В желтые ячейки вписываются текущие или планируемые значения топлива и окислителя, в верхних строчках dV при условии, что KR-2L+ включаются в начале, в нижних - при условии, что в конце. Показан пример с полной заправкой, 4775 - 5575 м/с, фактическое значение будет где-то посередине, в зависимости от условий взлета и посадки. Также таблица показывает время прожига и сообщаемое ускорение.
Еще в таблицу можно вписать в колонку "V Ore" возможные 75 единиц руды и увидеть, что dV увеличивается на 7 - 50 м/с, в зависимости от того, в какую строчку вписать. В общем, после заправки проще руду сбрасывать, чем блокировать баки, в которые не должно попадать топливо от этой руды.
И в целом - удобная вещь для тех, кто не любит моды :)
Далее скриншоты и комментарии к испытательному полету, а также мысли об особенностях версии 1.1
Одним из наиболее заметных и неприятных багов пререлизных версий был снос с полосы при разгоне. В релизе это как бы пофиксили, но не полностью: крафт уводит в сторону, но не сильно, на полосе он удерживается.
Взлет: после отрыва от полосы установить тангаж 25 градусов. По мере разгона он будет плавно расти, не допускать превышения 30 градусов, лучше держать 27-28. На высоте 17-18 км и скорости 950-1000 м/с перевести SAS в прогрейд и поднять апоцентр до 72-74 км.
Выключить KR-2L+, включить LV-N и продолжить разгон в прогрейд. В апоцентре скруглить орбиту включением KR-2L+. dV на орбите ~85х75км будет 1700+ м/с – достаточно для дозаправки на Минмусе. Если планируется дозаправка на орбитальной станции, то нужно оставить ~200 окислителя для двигателей причаливания и ориентации.
Из-за низкого TWR на LV-N к Минмусу полетим в 4 прожига по ~3.5 минуты. dV на его орбите ~600 м/с, для посадки хватит с запасом, но в этот раз заправимся на орбитальной станции. Надо проверить стыковку, ну и станцию хотя бы раз использовать по назначению.
LV-N погасили относительную скорость до 2 м/с, и 6 ДПО “Vernor” успешно справились со стыковкой, потратив ~50 единиц окислителя. Во время сближения зашли в тень, пришлось выпустить шасси и включить на них фары для освещения.
Станция (собранные в кучу предки "колесного оутпоста") на фоне космоплана кажется совсем маленькой :)
Даже с правильного ракурса космоплан выглядит внушительно :)
Топливо заправлялось только для KR-2L+, ~4000 м/с до Пола хватит.
Для посадки на безатмосферные планеты надо открыть рампу, развернуть посадочные опоры и закрыть рампу до 10%, чтобы не мешала садиться. Хотя, открывание рампы сейчас не более, чем условность. Это в 1.0.5 опоры не разворачись из закрытого грузового модуля или рампы, а в 1.1 им всё равно. При посадке главное максимально погасить горизонтальную скорость, чтобы не сломать опоры (они могут взорваться так, что чинить будет уже нечего). После касания космоплан опустится на шасси.
После отстыковки ровера управление будет на стыковочном узле, нужно переключить его на управляющий модуль. Гиродины по умолчанию переключены в режим SAS only, чтобы управление WSAD влияло только на колеса. На Поле можно дополнительно выключать клавишей "1" внешний стабилизатор: он хорошо помогает удерживать курс на прямой, но в условиях слабой гравитации мешает колесам поворачивать.
Перелет к Тило. Для оптимизации dV и TWR сначала сожжем часть топлива KR-2L+, а по прилету в SOI Тило для выхода на низкую орбиту потратим всё топливо LV-N. Это будет долго (семь четырехминутных прожигов), но в итоге на низкой орбите будет ~3500 м/с на KR-2L+, можно позволить себе даже зависание для очень мягкой посадки.
Для взлета с безатмосферной планеты надо разогнаться вверх по склону холма и после отрыва от вершины резко увеличить тангаж, чтобы не допустить касания противоположного склона. Это было сравнительно несложно в 1.0.5, но в 1.1 появились проблемы. Главная проблема с тормозами. Они не могут удержать полностью заправленный космоплан на склоне больше пяти градусов на тяжелых планетах, даже с Friction Control переключенным в Override и выставленным на максимум. Это усложняет поиски удобного места для старта. Также имеют место быть появившиеся в 1.1 боковой снос и излишняя прыгучесть колес, что ведет к повышенным требованиям к гладкости склона холма. Впрочем, всё это решаемо :)
После взлета с Тило топлива остается достаточно для перелета на Лейт. На низкую орбиту можно выйти в два аэроторможения на высоте ~45 км
После снижения надо приоткрыть рампу на 10%, чтобы после посадки выпустить тормозной парашют. В 1.1 парашюты, в отличие от посадочных опор, по-прежнему адекватно реагируют на закрытые грузовые модули и в таком состоянии выпускаться отказываются. Тормозной парашют скомпенсирует слабые тормоза, а также увеличит стабильность на неровной поверхности.
Для упаковки парашюта Биллу надо залезть на крышу :)
Стыковочный узел ангара расположен немного выше узла ровера. На легких планетах ровер стыкуется просто заехав в ангар, но на тяжелых надо выполнить несколько дополнительных действий. Узлы притягиваются, но на Лейт их силы притяжения недостаточно. Надо поставить ровер на тормоз, переключить гиродины стабилизатора в состояние Normal и нажать кнопку "W". Ровер немного наклонится вперед, стыковочный узел сзади поднимется и состыкуется с ангаром.
Взлетать с Лейт несложно, достаточно найти небольшой холм, атмосфера поможет.
Отлет к Дюне после дозаправки на Поле.
Теоретически на Дюну можно сесть по-самолетному, но местность там сильно холмистая, достаточно большую ровную площадку найти очень сложно.
Зато разреженная атмосфера позволяет садиться вертикально.
Кажется, что лестница слишком высоко. Но на Дюне до нее можно нормально допрыгнуть, а на Лейт или Кербине достаточно помочь в прыжке двигателями скафандра. Или подогнать под лестницу ровер.
Полетели домой
По прилету к Кербину надо сжечь остатки топлива LV-N и использовать аэроторможение так, чтобы для KR-2L+ на низкой орбите осталось ~50 т топлива. В атмосфере у ракетных двигателей большой расход относительно самолетных, если видно, что остается меньше, лучше дозаправиться на Минмусе.
Управляемость в атмосфере как у Шаттла - чуть лучше, чем никак. Перед спуском лучше заранее выйти на орбиту с нулевым наклонением, чтобы для попадания на полосу маневрировать пришлось как можно меньше.
После потухания плазмы перевести SAS в прогрейд. На этой высоте велика вероятность потери управления, аппарат должен пролететь прямо до высоты ~8 км.
В плотной атмосфере с включенными двигателями космоплан уже управляется нормально, можно заходить на полосу.
На полосе выпускаем тормозной парашют.
Всё же снесло немного в сторону. В 1.1 есть еще одно неудобство: симметричными шасси невозможно управлять раздельно, любое изменение на одной стойке повторяется на симметричной ей. А возможности поворачивать у тяжелых шасси нет. Теперь единственная возможность поворачивать это изменять тягу двигателей, у них такой проблемы нет, симметричными двигателями можно управлять раздельно.
В итоге: KR-2L+ заслуживает определения "advanced engine" в его описании :) Поднимает крафт с Кербина, сажает на Тило, удерживает хвостом вперед в атмосфере Дюны и выполняет прожиги за непривычно малое время. С другой стороны, идей, как его еще можно использовать, у меня пока нет :)