Строим ракету-носитель - руководство

Гайды »

We have liftoff!

Всем привет! Я тут чуть-чуть расскажу о том, как строить тупые и уродливые, но относительно эффективные ракеты-носители. Постараюсь объяснить быстро и просто, так что задро... опытные игроки вряд ли найдут много нового для себя. Но новичкам, желающим заточить руки до вожделенной прямоты, может оказаться полезно.

И да, важно. Это будет рассказ не про рекордные аппараты, требующие долгих настроек, изумительных пилотских умений и не прощающие ошибок при выводе (я всё еще не умею их строить и уж тем более — летать на них), а простой рецепт, как построить рабочую лошадку для обычных ежедневных задач.

Термины.

Начнем мы с короткой инъекции терминологии. Для строительства хорошей ракеты нам надо знать два параметра, которые в стоке не показываются. Это «тяговооруженность», она же TWR (Thrust-to-Weight Ratio) и «запас дельты», delta-v.

TWR это отношение суммарной тяги двигателей к весу. Для взлета нужно иметь значение больше 1. Тяговооруженность всегда растет с расходом топлива и сильно зависит от небесного тела (не всё, что взлетает с Муны – взлетит с Кербина).

 
Delta-v это запас характеристической скорости. Проще говоря, максимальная скорость, которую наш корабль может развить, если сожжет все свое топливо в идеальных условиях. И, фактически, основной показатель того, как далеко мы сможем отправиться. Для выхода на орбиту Кербина в среднем нужен запас ≈ 3500 м/с.

Для того, чтобы в процессе сборки увидеть эти параметры для каждой ступени, можно воспользоваться любым информационным модом. VOID, MechJeb, KER и т.п.

Я буду использовать Kerbal Engineer Redux.
Вот так это выглядит:
Строим ракету-носитель - руководство
 

Про эффективность и немного о потерях.

Эффективность — это способность решить задачу с минимальными затратами.
Чем легче и дешевле ракета — тем лучше.

В процессе взлета не вся наша тяга уходит на разгон. Часть идет на то, чтобы бороться с гравитацией Кербина, стремящегося вернуть нас обратно, а еще часть на преодоление сопротивления воздуха, особенно заметного на малых высотах. Это и есть то, что называется «гравитационные и аэродинамические потери».

Кто хочет глубже и забористее — да откроет «механику космического полета» Левантовского, главу 3 (пдф, 1.1мб), а нас интересует простое следствие. Есть некоторый диапазон тяговооруженности, оптимальный для взлета.

Тяговооруженность меньше — будет десять секунд полета, высота пять метров медленный взлёт и слишком много гравитационных потерь, больше — быстро упремся в повышенное воздушное сопротивление и тоже потеряем лишнего (мы же помним — с расходом топлива TWR еще больше растет):
 

Само значение будет зависеть от ракеты (а точнее, — её коэффициента аэродинамического сопротивления), но почти всегда окажется где-то в пределах 1.5—2.0.

Так что запомним эти 1.5—2.0, они нам пригодятся при проектировании ракеты.
 
Запустим игру!

Пара слов о баках и двигателях.

Как выбрать подходящий набор двигателей? На какие характеристики смотреть?
На самом деле, из всего многообразия параметров, нас интересуют три: Масса (Mass), тяга (Thrust) и удельный импульс (Engine Isp).

C массой всё просто. Чем меньше мы тащим с собой того, что не является топливом или полезной нагрузкой тем лучше! 
 
Тяга параметр важный, но, как известно, «не бывает слабой тяги, бывает мало двигателей». Куда больше нас интересует отношение тяги к массе и цене. И чем оно выше, тем лучше.
 
И не меньше важен удельный импульс (УИ). Это число секунд, которые двигатель проработает с тягой 1 ньютон на 1 килограмме топлива. То есть, чем выше этот показатель тем экономичнее и эффективнее двигатель, тем дальше мы улетим на том же количестве топлива. 

А еще обратим внимание, что в КСП параметры каждого двигателя даны дважды для давления в 1 атмосферу (ASL = at sea level) и для вакуума (Vac.). Импульс и тяга падают с ростом атмосферного давления. Иногда настолько резко, что очень эффективный двигатель становится абсолютно бесполезен (LV-909, например, имеет УИ 340 в вакууме и всего 85 — в плотной атмосфере).


А на нашем Кербине уже после высоты в 25 км. двигатели начинают показывать характеристики, близкие к вакуумным.

Из всего этого следует, что для каждого двигателя есть своя ниша — и не надо больше пихать «Пудель» в стартовую ступень :)

С баками, к счастью, всё намного проще. Всегда будет лучше тот бак, который легче при равном объеме топлива. Но в игре у всех баков одного диаметра отношение полной массы к сухой (без топлива) совпадает и нет большой разницы между двумя баками на 400 и одним на 800, кроме жесткости и одного хитрого момента со смещением центра масс, о котором мы еще поговорим позже.

На практике, конечно, мы никогда не сможем подобрать «идеальный» набор двигателей и баков, а просто будем выбирать лучшее из доступного и подходящего по размерам.

Ну что, зачесались руки? Но сперва еще маленький кусочек теории.

Схема вывода на орбиту и идеология трёх ступеней.

Очень удобно выход на орбиту условно разделить на три этапа:
 
1. Стартовый участок отрыв и почти вертикальный подъем, для максимально быстрого прохода плотной атмосферы первых километров. Самый тяжелый кусок тут против нас и атмосфера, и гравитация. Хорошо справляются с первым разгоном твердотопливные ускорители, дешевые и мощные.

Тут нам нужно порядка 500-1000 м/с delta-v, со стартовым TWR 1.5—2.0 (да-да, вот они пригодились :)). Не забудьте, что TWR этой ступени нужно смотреть для атмосферы, разница между ASL и VAC значениями тяги бывает весьма заметной. 
  
2. Взлёт, подъем или восхождение (ascending) — длинный участок основного разгона, иногда вплоть до выхода апоцентра орбиты за пределы атмосферы. Именно тут мы обычно заканчиваем «гравиповорот», позволяющий минимизировать наши потери и переходим к горизонтальному набору скорости. Как правило, за этот кусок траектории отвечает наиболее сбалансированная ступень с каким-нибудь универсальным двигателем.

В зависимости от мощности стартовой ступени, в главной желательно иметь от 1500 до 2000 м/с delta-v. TWR в начале стоит иметь не меньше 1.3 (лучше  больше, хотя бы 1.5), в конце — уже не важно, сопротивлением атмосферы на большой высоте можно пренебречь.

3. Скругление орбиты или доразгон почти горизонтальный набор недостающей до орбитальной скорости. Тут крайне желателен максимально высокий удельный импульс двигателя — чтобы не тащить с собой много топлива.

Обычно потребуется еще около 1000 м/с delta-v, но зато допустима тяговооруженность меньше единицы (но всё же не меньше 0.5, иначе просто не успеете прожечь всю дельту).

 

 
Как-то так мы и будем строить почти все ракеты. Первая ступень — отрыв и первичный набор скорости, вторая подъем за атмосферу, третья скругление орбиты.
 

Основы ракетостроения.

Сверху-вниз

Строить ракету проще всего сверху-вниз.
Сперва полезная нагрузка, которая должна оказаться на орбите.
Затем, если нужно, обтекатель и, наконец — ступени, в обратном порядке: разгонная-взлётная-стартовая.
 
И помним, что чем тяжелее каждая ступень — тем больше топлива и мощнее двигатели потребуются всем следующим, а значит, снятые с разгонной ступени лишние несколько тонн позволят сэкономить десяток-другой на стартовой.

Обтекатели, нужны или нет?

Обтекатель нужен, если потери от аэродинамического сопротивления больше, чем от дополнительной массы.
Если ваша полезная нагрузка больше похожа на ежа-мутанта, замотанного скотчем даже не думайте, сразу прячьте эту хрень под обтекатель, а то стыдно. А одинокая капсула с парашютом отлично будет чувствовать себя и без оболочки. И да, если уж обтекатель используется делайте его длинным и острым, это максимально уменьшит сопротивление.
 
 

Чем менее аэродинамична наша полезная нагрузка, тем позже стоит сбрасывать обтекатель. Но уже выше ≈30 километров он в любом случае становится лишним грузом.
 

Продольная и параллельная компоновка. Несъедобная спаржа.

Поговорим о строении ракеты. Существуют два основных способа соединения ступеней — неправильный и армейский.

(I) Продольно — когда каждая ступень расположена за предыдущей. В реальности так, например, строится «Дельта IV» (та, которая НЕ heavy).

(II) Параллельно или пакетно — когда следующие (считаем сверху-вниз, помните?) ступени навешиваются сбоку, и в работу одновременно могут включаться все двигатели сразу нескольких ступеней. Примером может служить любая из огромного семейства «семёрок», хоть тот же Союз.


(1-2-3 — очередность отстрела ступеней)

У каждой компоновки есть свои плюсы и минусы:

Продольная:
+ ракета выходит «стройная», с очень низким аэродинамическим сопротивлением
+ разделение ступеней всегда происходит безопасно
+/- часто значительная разница между начальным и конечным TWR одной ступени.
- ракета часто получается высокой и гибкой, что осложняет управление
- компактные в сечении ступени требуют мощных двигателей

Пакетная:
+ ракета выходит компактная и достаточно устойчивая
+ гораздо больше вариантов сборки: пять степеней радиальной симметрии и любые сочетания двигателей к вашим услугам
+ можно одновременно использовать двигатели нескольких ступеней сразу
+ можно отделять баки ступени по частям, по мере расходования топлива.
- отделяемая ступень может повредить ракету. Возможно даже придется использовать миниатюрные твердотопливные ускорители-сепратроны, чтобы этого избежать.
- чем больше пакетных слоёв, тем хуже аэродинамические показатели ракеты, а значит придется сжечь больше топлива при взлёте.

На практике обе компоновки вполне успешно совмещаются в рамках одной ракеты (III), сглаживая плюсы и минусы друг друга.
Например, стартовая ступень два твердотопливных бустера, пакетом собранных вокруг бака главной ступени. Сами по себе они сразу не смогут поднять ракету, но пока их топливо не прогорело до приемлемого TWR, параллельно работает двигатель главной ступени, создавая необходимую тягу и ускоряя облегчение ракеты.
После первого участка бустеры отделяются и остается ракета из двух ступеней продольной компоновки.

Иногда значительно повысить возможности ракеты можно просто руководствуясь принципом "ni ya bao, ya bao” — что не нужно, то не нужно. Опустел бак? Сбрасываем. С выработкой топлива и повышением TWR два из четырех двигателей стали не нужны? Отстреливаем без сожаления!
В этом нам помогут топливопроводы и две «улучшенные» версии пакетной компоновки: кроссфид и спаржа.

 
(как и на предыдущей картинке, 1-2-3-4 — очередность отстрела ступеней)

Кроссфид (I) это пакетная схема с топливопроводами от боковых блоков к центральному. Несмотря на то, что на старте работают все двигатели, после отделения боковинок у нас остается полный центральный бак.

Спаржа (II) еще хитрее это попарно отстреливаемые блоки, каждый из которых сливает топливо дальше к центру. Это позволяет избавляться от лишней массы маленькими порциями, сразу же, как появляется возможность.

Прирост дельты при переходе с обычной пакетной схемы на спаржу запросто может составить несколько сотен метров в секунду!
 

Тонкие моменты: управляемость и стабильность.

«а пачиму у миня рокета периворачиваиться???»
любой школьник в первые дни игры в КСП

Да потому, что у тебя руки кривые и из жеппы…
 
А действительно почему?
Как правило, потому, что при расходе топлива центр массы сдвинулся и набегающий поток воздуха вместо того, чтобы стабилизировать ракету, начал её крутить.

Смотрите на рисунок:
Пока ракета летит прямо, у нее все относительно неплохо (1). Но стоит ей отклониться от курса, как тут же сила воздушного сопротивления приложится под углом и постарается повернуть ракету вокруг центра масс. Если центр масс в этот момент высоко хорошо. Часть силы, действующая выше ЦМ окажутся меньше (площадь меньше, рычаг короче) и ракета выровняется обратно (2). Так летит брошенный дротик с тяжелым наконечником.

Но двигатели сжигают топливо сверху-вниз и центр масс смещается. В какой-то момент силы, стабилизирующие ракету, становятся меньше сил, ее опрокидывающих. И случается почти мгновенный кувырок (3).

Как этого избежать?

Во-первых, рулите ракетой аккуратно. Чем меньше угол атаки (угол между вертикальной осью ракеты и вектором ее скорости), тем меньше сила, стремящаяся опрокинуть ракету, и тем с большей вероятностью с ней смогут справиться органы управления. Большинству аккуратных ракет хватает этого простого совета.

Во-вторых, добавьте маленькие крылышки-стабилизаторы на первую ступень. От этого вырастет аэродинамическое сопротивление, но именно эта сила сопротивления, приложенная в нужном месте (вспомните дротик) поможет нам удержать курс.

Если не помогает даже это, то убейте себя, вы неисправимы, остается третий способ — переливать топливо прямо в полете в верхний бак, для удержания ЦМ на требуемом уровне. Впрочем, любой толковой ракете должно с лихвой хватить первых двух способов.

Да, стабильность это хорошо, но не переборщите. Вам не нужна ракета, целеустремленная настолько, что её не свернуть с курса :)
Кстати, о «свернуть с курса». Есть четыре способа управлять ракетой в полете:

Гиродины (reaction wheels).
+ есть в любой капсуле и почти любом беспилотном зонде
+ потребляют только электричество
+ работают везде
- слишком слабые, плохо подходят для управления ракетой на начальном участке полета

Хорошо справляются на последнем участке подъема и собственно на орбите. Но полагаться только на них можно лишь в тех случаях, когда ваша ракета относительно легкая, а траектория выхода отработана и не требует резких маневров.

Бывают еще и внешние гиродины, отдельной деталью. Как правило, это только лишняя масса и лишнее энергопотребление. Нужны они ОЧЕНЬ большим и неповоротливым аппаратам (да и то — не всегда), не ставьте их на обычные ракеты и, уж тем более, самолёты.

RCS – двигатели ориентации
+ гибко настраиваются – начиная от размещения их на аппарате, заканчивая регулировкой тяги
+ могут быть относительно мощными
- в атмосфере сильно падает мощность
- зависимы от наличия специального топлива (кроме vernor engine, потребляющих пару LF+OX)
- создают лишнее аэродинамическое сопротивление
- удорожают и утяжеляют ракету

Оставьте их для стыковки, там от них больше пользы.

Управляемый вектор тяги двигателей
+ есть почти у каждого двигателя
+ не требует ничего (потерями от отклонения вектора тяги мы пренебрежем)
- работает только при включенном двигателе
- эффективность сильно зависит от тяги

Обычно это основной способ управления ракетой на взлете (а в жизни чаще всего и единственный).

Канарды, элевоны, винглеты, аэротормоза и прочие самолетные запчасти
+ отлично справляются в атмосфере
- создают лишнее сопротивление
- удорожают и утяжеляют ракету
- абсолютно бесполезны на высоте ≈ от 25 километров

Да, всё верно, это крайний способ справиться с тяжелой и неповоротливой ракетой в начале пути.

Какой сделаем вывод?
Большинству ракет с запасом хватает управления вектором тяги и встроенных гиродинов. В совсем сложных случаях можно добавить аэродинамические рули на стартовую ступень. Если и это не помогает, то скорее всего при строительстве ракеты были допущены грубые ошибки.

Несколько способов – как не мусорить на орбите

Скажи нет синдрому Кесслера еще на стадии проектирования ракеты!

Объекты на орбите вокруг Кербина с перицентром ниже 25 километров уничтожаются автоматически. Всё, что застряло выше, вам рано или поздно придется удалять через станцию слежения или даже ловить на орбите вручную.

Как избавить себя от этих забот?

Во-первых, если у вашей полезной нагрузки есть собственные двигатели — можно выключить разгонную ступень чуть раньше, отстрелить еще на суборбитальной траектории и закончить скругление орбиты двигателями корабля. Несколько десятков delta-v редко бывают критичны.

Во-вторых, можно превратить саму разгонную ступень в полноценный управляемый космический корабль, добавив управляющий модуль и источник питания для него. Кто-то ограничится контролируемым сходом с орбиты, а опытные евреи самые жадные игроки еще могут добавить парашюты — и через полвитка посадить немного обгоревший, но целый кусок ракеты где-то в районе КСЦ.

Ну и третий способ заклипать в разгонную ступень несколько сепратронов, как на картинке
 
и настроить их активацию в ту же стадию, что и отделение ПН. Только не забудьте немного развести ускорители в стороны, чтобы реактивная струя не повредила отделяемое оборудование.
 
И, конечно, можно использовать эти способы в любых сочетаниях.

Ну и наконец…

Пример 1.

Марк Уот… Керман полон решимости вырастить на ККС картошку и просит привезти ему пятнадцать тонн грунта и трёх помощников для копания грядок. За работу!
 
 
[spoiler=Тестовый запуск 5 фото.]

 



 

 

[/spoiler]

Замечу, что это еще далеко не самый оптимальный вариант вывода подобной нагрузки. Однако такой носитель прост в управлении и имеет хороший запас дельты, а метод его разработки легко перенести на другие ракеты. Посмотреть же на самые эффективные варианты доставки будущей фермы можно тут.
 
Да, пользуясь случаем, передаю привет и спасибо юзеру Yakuza за разработку этого демонстрационного носителя!
 

Пример 2.

Плюс на минус! Курс на Минмус! Но сперва маленький многоразовый лэндер вместе с трансферным блоком нужно доставить на орбиту.
 

[spoiler=Тестовый запуск  7 фото]


 

 

 

 

 

 

[/spoiler]
 

Да, со сведением баков с орбиты вышло так себе.

Впрочем, все обломки после столкновения и взрыва оказались на суборбитальных траекториях, так что цель достигнута. It’s KERBAL STYLE!!!

 

А наш лэндер успешно вышел на орбиту, не потратив ни капли собственного топлива и обошлось это в какие-то 11к. И да-да, тут тоже можно еще многое улучшить :)

 

Моды для ценителей ракетного дела.

Не могу обойти вниманием и эту тему.

Всем любителям

prototype
prototype
12 июн 2014 в 13:16,
Изменение параметров двигателей и топливных баков через блокнот.
Изменение параметров двигателей и топливных баков через блокнот.
28 мар 2014 в 20:32,
  1. Nic Nout

    Nic Nout @Nic Nout 8 ноября 2015 04:15

    Мысли в слух: Все новое, это хорошо забытое старое.
    Однозначно +++++++++++

  2. Moryarty

    Moryarty @Альберт 8 ноября 2015 04:22

    Сферическая годнота в вакууме, вот что я тебе скажу! Надо что бы это постоянно весело на главной, прямо под библиотекой модов, а то и над ней.

  3. Dispatcher

    Dispatcher @Давид 8 ноября 2015 04:23

    Три, япономать, тысячи слов... angry

  4. alexoff

    alexoff @Александр 8 ноября 2015 05:05

    Написано хорошо, но школоло все равно не увидит и начнет кричать - пачиму у мине рокета падаит?!

  5. Луч

    Луч @Иван Петров 8 ноября 2015 07:34

    Очень круто написано. А вообще хотелось бы отдельного гайда по внутриигровой аэродинамике.
    Меня интересуют следующие внутриигровые ситуации:
    1. Многократное повышение аэродинамического сопротивления при создании "гантели", т.е. утоньшении ракеты посередине. Особенно хорошо заметно в плотной атмосфере.
    2. Есть ли в игре разница в аэродинамических свойствах крафта на разных скоростях и в разной плотности атмосферы. Отличается ли "идеальная" аэродинамическая конфигурация для дозвуковых и гиперзвуковых крафтов. Стреловидность крыла.
    3. Рациональное использование подъёмной силы крыльев. Соотношение размеров крафта и крыльев для него.
    4. Управление крафтом при векторе подъёмной силы, находящемся под углом относительно вектора движения. Если простыми словами - как сделать крафт штопороустойчивым и как рассчитать подъёмную силу крыльев, расположенных под углом.

  6. tehnik147

    tehnik147 @Димон 8 ноября 2015 10:23

    ВАХ! ВАХ! ВАХ! Дажи навичкю будит панятна!

  7. MrKote

    MrKote @Матвей 8 ноября 2015 10:58

    Зато хороших и правильных слов! think

  8. MrKote

    MrKote @Матвей 8 ноября 2015 11:00

    Соглашусь, пожалуй.
    Простите за оффтоп и отклонение от темы сайта, но я пару раз бывал в ВК-группах по Farming Simulator 13-15, и там каждый второй пост на стене имел примерно такой текст: "Даров я не могу найти мод *ххх* все перирыл помогите!!1!"

    И ведь там тоже была специально организованная библиотека модов и прочей инфы...

  9. MrKote

    MrKote @Матвей 8 ноября 2015 11:02

    1. ---
    2. Да, отличается. Тонкостей не знаю, но, например, мой дозвуковой пассажирский самолет при установке на не него TurboJet-ов, балансировки и разгона до сверхзвука стабильно летел терял управление и падал. Стреловидность крыла вроде-бы ничего не меняет.
    3. Как в реале кароч wat
    4. ---

    Но все твои вопросы - это вопросы по самолетостроению, тут нужен другой гайд.

  10. Falco

    Falco @Сергей Кононов 8 ноября 2015 11:07 Автор

    Теперь есть место, куда их можно посылать с тупыми вопросами.
    А не способных осилить даже это - просто отстреливать.

  11. Dispatcher

    Dispatcher @Давид 8 ноября 2015 11:32

    Ну ладно, ладно, счаз уберу.)

  12. Falco

    Falco @Сергей Кононов 8 ноября 2015 11:38 Автор

    Но нужен, тут не поспоришь.
    Впрочем, идею руководства по самолётам я тоже давно таскаю в голове.
    Надо только некоторые тонкие моменты самому уяснить - и можно писать.

  13. Jenyaza01

    Jenyaza01 @Евгений 8 ноября 2015 12:01

    Это... Без слов, Плюс с марс Дюну

  14. lis_vamp

    lis_vamp @Ilya 8 ноября 2015 12:09

    Falco фигни не напишет ПЛЮС

  15. Silver

    Silver Гость 8 ноября 2015 12:19

    Возникнут вопросы по каким-либо RL моментам - обращайся.

  16. Nemironick

    Nemironick @Артём Александрович 8 ноября 2015 12:39

    Второе предложение прямо как бальзам на душу... Эх.

  17. Shnyrik

    Shnyrik 8 ноября 2015 12:48

    Хорошо! :)

  18. MrKerbMan

    MrKerbMan @Керб 8 ноября 2015 13:03

    Да ты, блин, издеваешься... okayy
    Только сам начал писать подобное...

    Ну ладно. Всё бывает. am

  19. Degrizai

    Degrizai 8 ноября 2015 13:07

    Ссылку на этот гайд нужно прикручивать ну просто к КАЖДОЙ следующей подкрученной версии, раздаваемой с этого сайта, ибо годноты и понятности хватит на топливо до Иилу и обратно.

    P.S. - Примеры обтекателей. Крайний правый... пусть это будет пика!!

  20. MrKerbMan

    MrKerbMan @Керб 8 ноября 2015 13:07

    Гиродины (reaction wheels).
    + есть в любой капсуле и почти любом беспилотном зонде
    + потребляют только электричество
    + работают везде
    - слишком слабые, плохо подходят для управления ракетой на начальном участке полета

    Тут как большой минус добавил бы слишком большое отношение массы к эффективности у гиродинов.
    Гиродины - вообще далеко не самое лучшее решение для ракет.

  21. Наблюдатель

    Наблюдатель @Александр 8 ноября 2015 13:25

    Да. Давно не было таких длинных но таких понятных объяснений. Для новичков первая ссылка сюда. +

  22. veld

    veld @Veld 8 ноября 2015 13:30

    Немлохо...народишь,пракатишь-гуд!
    (вот такой бы слог для "Теория и практика межпланетных перелетов.")

  23. Наблюдатель

    Наблюдатель @Александр 8 ноября 2015 13:31

    А я их люблю. Топливо не жрут, а электричество всегда есть. Но для тяжёлых ракет они слишком слабые. А монопропилен я не очень уважаю, только для стыковки. Я даже приземляюсь всегда без него, и вообще не беру с собою (если нет стыковки). Стыковаться без него пока не научился. Принцип понимаю, но это настолько утомительно.

  24. Cyanide

    Cyanide @Elmar 8 ноября 2015 13:51

    Все расписано очень красиво и умно, и читается очень легко. Порадовали иллюстрации от руки, сразу видно, что рисовал человек знающий тему. Огромный плюс.

  25. maisvendoo

    maisvendoo @Дмитрий 8 ноября 2015 14:21

    Ставлю огромный плюс, хотя статью не прочитал ещё до конца, но увидел в кой-то веки правильное определение веса не могу пройти мимо и не поблагодарить автора. + так же в репутацию

  26. Kerbiter

    Kerbiter 8 ноября 2015 16:17

    От меня охапка плюсов.

  27. mr.geko

    mr.geko @Геннадий Брущенко 8 ноября 2015 17:31

    В KSP задротю летаю давно, но статью прочитал с удовольствием) am
    Аффтару респект за старания!

  28. Skinner

    Skinner @Сергей 8 ноября 2015 19:39

    жаль, что такая статься не попалась мне, когда я спешно осваивал ксп
    автору уважение.
    нужны еще такие статьи по спейспланам и ВТОЛам (иными называемыми СВВП, хотя это не полностью верно)

  29. Falco

    Falco @Сергей Кононов 8 ноября 2015 21:38 Автор

    Спасибо! Это очень дельное предложение.
    Мне в паре мест точно потребуется толковый консультант.

  30. Falco

    Falco @Сергей Кононов 8 ноября 2015 21:39 Автор

    Точёная?

    *медитируя на файл buttplug.png*
    Да-да, мне тоже кажется, что это пика.

{login}
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Loading...

Нашли ошибку?
Вы можете сообщить об этом администрации.
Выделив текст нажмите Ctrl+Alt